© Автор: Елена Симонова
Время от времени каждый столяр прячет красивый обрезочек, драгоценную досочку, ценный кусочек в свою особую заначку под названием «когда-нибудь я что-нибудь из этого сделаю». Узнали себя!
ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>
Сегодня я предлагаю Вам один из вариантов, как эти сокровища пустить в дело. Мы будем работать с самодельным толстым шпоном. И сделаем коробочку для кольца.
Преимущества толстого шпона:
Можно заготовить самостоятельно, зачастую бесплатно.
Некоторые капы и свили дешевле и проще найти в куске, чем покупать дорогой тонкий шпон корня.
Удобен в финишной обработке, нет риска прошлифовки, как на тонком шпоне.
Толстый шпон после качественной финишной отделки дает большую зрительную глубину, особенно этот эффект заметен на светлых свилеватых породах. К примеру, кап березы даст потрясающий перламутровый перелив.
Толстый шпон далеко не такой хрупкий, кактонкий, поэтому сменную вставку на приспособлении для пиления можно менять гораздо реже))).
МАТЕРИАЛЫ: ОТКУДА БЕРЕМ
1. Заначки свои и друзей. В ход могут пойти самые маленькие кусочки.
2. Дача. Кто из нас, пиля засохшую сливу (яблоню, вишню…), не задумывался: «А что из этого можно смастерить, кроме дров для мангала?» Если дачи нет, достаточно кинуть клич друзьям, и основные местные породы вам надарят в избытке.
3. Отходы паркетных производств. Я знаю случаи, когда люди договаривались совершенно не задорого забрать брак или обрезки ценной древесины.
4. Интернет – идеально для прицельного пополнения палитры. На форумах и в магазинах для ножевиков продаются заготовки под рукоятки из всех возможных сортов древесины, от капов до экзотов. Если вы понимаете, что вам не хватает конкретного цвета – идите туда. Материал уже просушен и готов в дело.
Кроме того, на форумах обратите внимание на темы, посвященные заготовкам древесины. Там вы найдете массу советов, как пилить, сушить и хранить, особенно по сложной древесине типа сирени, яблони, капов или свилей.
В Facebook также есть продающие аккаунты. Я, например, покупаю там дивные бруски платана и корня ореха.
Так, кусочки набрали, переходим к работе. Делать будем коробочку для колец. Рисунок нужен маленький, изделие получится очень эффектным.
Любительское шпонирование в домашних условиях (www.ivk-audio.ru)
Плюсы и минусы
Шпон – это тонкий срез натуральной древесины, по толщине не превышающий 3мм. Он широко используется в производстве современной мебели, музыкальных инструментов, его также применяют в качестве отделочного материала при создании модных интерьеров. Популярность этого натурального материала обусловлена оптимальным сочетанием цены и привлекательного внешнего вида готовых изделий. Чтобы было проще определиться с выбором, разберем все плюсы и минусы, которыми обладает мебель из шпона.
Достоинства материала заключаются в следующем:
- разнообразие расцветок и текстур. Для производства используются различные породы древесины: от классической сосны до самых дорогих сортов;
- это природный, экологически безопасный материал. Шпон – покрытие, изготовленное из натуральной древесины;
- легкость обработки позволяет использовать шпонированные заготовки для изделий различных форм и конфигураций;
- относительно невысокая стоимость. Мебель из шпона стоит значительно дешевле, чем изделия из массива, что делает ее более доступной;
- отличный внешний вид — качественные изделия имеют правильную подборку рисунка, красивую текстуру, которые придают шпонированной мебели прекрасный внешний вид;
- практичность, устойчивость фасадов к перепадам температур, повышенной влажности. Фасады из шпона не подвержены растрескиванию, деформации в результате воздействия внешних факторов.
Недостатки у материала также имеются:
- шпонированное покрытие боится прямых солнечных лучей: под их воздействием оно может менять цвет;
- подобрать рисунок на стыках бывает сложно, ведь каждый лист имеет свой неповторимый узор;
- капризен в уходе, исключает использование химических чистящих средств, которые могут повредить поверхность;
- изделия, изготовленные из дорогих вариантов шпона (дуб, ясень, бук) стоят недешево.
РУЧНОЙ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШПОНА
Небольшие кусочки толстого шпона можно изготовить с помощью только ручного инструмента. Это идеальное решение для домашних мастерских.
Исторически сложилось так, что я, например, работаю со шпоном толщиной 1, 5 мм. В целом, до 3 мм – это вполне рабочая и удобная толщина.
Итак, берем кусок просушенной древесины (фото 1). В моем случае это береза с интересной гнилью, лично мной спасенная от участи поджарить на ней стейк. Гниль дала интересный рисунок, но дерево осталось твердым.
Отпиливаю кусочек чуть больше ладошки и вручную отстрагиваю его в прямоугольный брусок (фото 2). Далее с помощью рейсмуса по всему периметру отмечаю толщину пласти, которую нужно отпилить. Для получения шпона 1, 5 мм — это будет примерно 2 мм.
Закрепляю брусок в тисках и аккуратно отпиливаю пласть (фото 3).
Чтобы упростить работу, сначала обушковой пилой аккуратно запиливаюсь в углах бруска. Дальше от угла продолжаю пил на плоскость бруска, неглубоко. Поворачиваю брусок, опять неглубокий пил на другой его стороне. Опять поворачиваю, потом запиливаюсь чуть поглубже… В результате, у меня на всех четырех сторонах бруска получаются достаточно глубокие запилы идеально по разметке, у пилы нет шанса вильнуть вбок. Если для окончания работы глубины обушковой пилы не хватает, меняю ее на безобушковую. Она работает уже как в стусле.
Получившуюся пластину аккуратно обстругиваю в калибровочном донце (фото 4). Оно представляет собой две стенки нужной высоты (у меня 1, 5 мм, для стенок берите самую твердую древесину, какая есть — дольше прослужат), приклеенныеподуглом 90° друг к другу. Я упираю пластину в угол и завожу рубанок с одной из стенок. Когда рубанок ложится на обе стенки – все готово.
ПОДГОТОВКА ШПОНА
Вначале определитесь, готовы ли вы врезать картинку сразу в фон. Эго быстрее по времени, но ответственнее по точности работ: случайно зарезаться лезвием в фон нельзя, все резы должны точно оканчиваться там, где задумано. В моих работах, приведённых в начале статьи, две первых выполнялись не в фон, он просто добавлялся в конце.
Если работа делается не в фон, то картинка приклеивается на любой удобный клей на черновой шпон, который не жалко, или на лист плотной бумаги или тонкого картона примерно в толщину шпона (хорошо подходят всякие коробки из-под хлопьев, конфет и прочая упаковка такого рода). По мере работы все части картинки вы замените на нужный шпон, поэтому всё равно, на что клеить.
Если работа делается сразу в фон, то здесь лицевая сторона, на которую вы наносите рисунок, пойдёт под приклейку к основе, поэтому намертво приклеивать к ней картинку не стоит — замучаемся счищать от фона перед запрессовкой. Есть несколько вариантов:
1. Перевести картинку с помощью копирки.
2. Приклеить на клей, который потом легко удалить. Это мой вариант, я использую клей «НовБытХим» на основе натурального каучука. Он не проникает в шпон вообще и потом при удалении просто скатывается пальцем.
3. Можно лист с картинкой просто приклеить к основе малярным скотчем по краям, но тогда тщательно контролируйте, чтобы всё не поползло.
Чтобы предотвратить скалывание углов, раскалывание шпона при резе поперёк волокон, с обратной стороны шпон можно укрепить, приклеив газету на ПВА или гумирку. Шпон-основу я всегда проклеиваю гумиркой вдоль краёв, поперечных волокнам (тут сверху и снизу), чтобы случайно не треснула во время работы.
Один из универсальных принципов выполнения работы в маркетри — идти от середины к краям. Поэтому сначала делаем все детали внутри большого треугольника, потом обрамляем. Показываю на примере центрального треугольника.
Начинаем с поиска самой неудобной детали. У нас это горизонтальная перекладина (2), которая обоими краями упирается в другие перекладины. Если сначала сделать боковые перекладины, а потом пытаться между ними врезать центральную, высока вероятность случайно резаком зайти в уже готовые боковые. Поэтому начинаем с центральной части, тогда можно спокойно зарезаться на боковые: потом все лишнее срежется.
Этот пункт очень важен в планировании работы. Всегда смотрите, где есть деталь, которая потом перекроется другими, чтобы сэкономить время, не пытаясь сразу идеально остаться в границах.
МАШИННЫЙ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШПОНА
С помощью станков можно заготовить толстый шпон больших размеров. И, конечно, на станках всё получится гораздо быстрее. Самый просто вариант: распускаем брусок на пласти чуть больше необходимой толщины на ленточной пиле и потом пропускаем через шлифовально-калибровальный станок. Готово.
В обоих случаях обращайте внимание: у бруска имеется четыре стороны. Каждая из этих сторон может предложить свой рисунок!
Кроме того, нет необходимости заготавливать большой объем шпона без нужды, впрок. Пусть древесина хранится в брусках, а под каждый проект вы изготавливаете необходимое количество шпона с нужным рисунком.
Покажу и прокомментирую некоторые породы из своей коллекции:
1. Фото 5 – всё это клён. Посмотрите, какие различные цвета и текстуры можно найти в подручном материале.
2. Рис.6 – оттенки желтого. Да, сирень и шелковица дают еще фиолетовый и розовый цвета. Причем фиолетовый цвет у сирени достаточно стойкий, этот шпон был напилен два года назад. Сирень очень капризна при сушке, как правило, трескается – имейте это в виду и заготавливайте с запасом. Также постарайтесь разглядеть, какую интересную зернистую структуру имеет вяз.
3. Фото 7 – светлые тона. Каштан засох и был спилен мной самолично. Вообще, когда пилите древесину, колете дрова и прочее-смотрите на торцы. Гниль и изменение цвета там хорошо видны.
Ясень Тамо из-за красивого извилистого направления волокон крайне капризен в строгании, убедитесь лишний раз, что лезвие хорошо заточено.
4. Дачные дары (Фото 8). Все, кто пилил сливу, знают, какие там красивые красно-фиолетовые разводы, просто загляденье. Так вот, на тех, что на картинке слева, разводы тоже были. За два года краска выцвела в ноль. Тем не менее, осталась красивая фактура. Алыча сохранила розоватую середину, разводы боярышника чуть поблекли, но не полностью. Кстати, при заготовке боярышника имейте в виду: его очень любят жуки. Внимательно осматривайте каждую палку, прежде чем присоединить ее к своим запасам. Гледичия – дар южных дач, прекрасный нежный розовый цвет.
5. Фото 9 – тёмные тона. Кап ореха и платан куплены мной в интернете. Обратите внимание, насколько разный рисунок у ореха и платана, при том, что это две стороны одного бруска! Кап клёна как-то сам затесался, оставила для красоты.
Американский орех, красное дерево и прочие бывшие покупные доски, конечно, тоже есть, но про свойства подобной древесины и так много написано.
По поводу гнили: она может дать совершенно фантастические рисунки, но очень важно, чтобы процесс остановился до того, как древесина начнет разлагаться. То есть трухлявое дерево нам не годится, берём только то, которое сохранило свои изначальные твёрдость и плотность.
ПОДБОР ШПОНА
Обычно подбор шпона осуществляется после подбора рисунка, но так как выбор материала у всех может быть разным, то начнём с него, а картинку разработаем под имеющееся в наличии. Мы исходим из понимания, что хоть пирамидка наша сделана из одного материала, различное расположение её граней относительно источника света даёт различную их окраску. Собственно, именно это нам и нужно грамотно обыграть, чтобы добиться эффекта объёма.
Итак, в максимальном варианте для передачи эффекта объёма желательно иметь шесть цветов: самый светлый и две его градации в сторону затемнения, самый тёмный и две его градации в сторону осветления. Такая вот палитра: от светлого к тёмному. Если нет шести цветов, берите сколько есть, минимум должно быть три: свет, тень и полутень.
В моих готовых работах, показанных в начале статьи, по шесть цветов. Для этой пирамидки я возьму четыре, так как граней немного.
Вот моя палитра: три ореха (два американских, один европейский) и анигре на пирамидку, клён «птичий глаз» на фон. Обязательно проверяю смачиванием, как это будет выглядеть после отделки. Текстура по возможности невыраженная.
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ МАРКЕТРИ (ФОТО 10) :
1. Лобзик и пилки. Для работы с толстым шпоном можно взять более толстые пилки. В случае со шпоном 1, 5 мм это может быть 4/0 – 7/0, в зависимости от вашего навыка и поставленной задачи.
2. Мини-дрель.
3. Клей ПВА, зубочистка.
4. Приспособление для пиления шпона.
5. Пинцет и шильце – опционально. Пинцетом удобнее работать с мелкими деталями, шильцем я накалываю точку для последующего сверления.
Подробно все инструменты для пиленого маркетри я рассматривала. При необходимости создания эффекта затенения с помощью горячего песка, он делается так же, как и на тонком шпоне, но поджог вы должны делать на большую глубину, чтобы не сошлифовать его при отделке. Потренируйтесь на обрезках перед началом работы.
ТЕХНИКА РАБОТЫ
Можно сначала вырезать окно, потом подложить под него шпон и вырезать деталь по границам окна. Можно подложить шпон сразу и одновременно резать оба слоя. Не старайтесь прорезать оба слоя насквозь с первого раза, резак может увести: при сильном нажиме его сложнее контролировать. Ваша задача сделать максимально точно, а не максимально быстро. В целом же оба способа равноценны, смотрите по своим возможностям и навыкам.
Готовлю рисунок.
Моя береза напомнила мне небо, поэтому я просто от руки пририсовала к нему землю, пару деревьев и домик. Изделие небольшое, древесина выразительная: нет смысла мудрить со сложным рисунком. Вообще, если текстура шпона имеет свой характер – старайтесь его раскрывать, играть им.
Работа с толстым шпоном не требует отзеркаливания схемы для работы.
Подбираю остальной шпон под картинку (фото 11). Помните. что шпон мы подбираем, предварительно немного увлажнив его водой или спиртом:
Виды сырья
Производители шпона используют в работе дерево разнообразных пород, с интересными расцветками и фактурой. Оттенки древесины меняются от белого, сливочного, светло-коричневого до цвета шоколада и ярко-красного. Наиболее часто применяют следующие породы древесины с красивой текстурой:
- Сосна – древесина относится к категории мягких пород, шпон получается недорогой, светлого оттенка, обладает невосприимчивостью к грибкам, выделяет в атмосферу фитонциды. Однако износостойкость довольно низкая, к изделиям со шпоном из сосны надо относиться бережно;
- Берёза – распространённое в России дерево. Её древесина недорогая, относится к твёрдым породам. Берёзовый шпон имеет приятный цвет натурального дерева, но он легко тонируется, и при желании можно получить много новых оттенков;
- Дуб – дерево твёрдых пород, не боится повышенной влажности и устойчив к насекомым. Шпон из дуба в большей части обладает тёмными коричневыми оттенками, но есть разновидность белого дуба с песочным и светло-коричневым оттенком древесины с небольшими вкраплениями;
- Карельская берёза – это редкая древесина, относится к твёрдым породам. Шпон имеет бежевый цвет с оттенком перламутра. Идёт на изготовление эксклюзивных и дорогих изделий;
- Липа – мягкая порода древесины с нежным желтовато-розоватым оттенком. Шпон липы используется при изготовлении недорогих предметов мебели;
- Вишня – относится к мягким породам древесины, имеет красновато-коричневый оттенок, который со временем может темнеть. Шпон из вишни смотрится благородно и изысканно, идёт на изготовление элитной мебели;
- Клён – его древесина относится к твёрдым породам. Шпон клёна успешно применяют для декорирования изделий из менее ценных пород дерева. Имеет светлый или светло-жёлтый оттенок. Особую ценность представляет характерный для клёна вид текстуры «птичий глаз». Кленовый шпон, как и древесина, обладает хорошим резонансным свойством, поэтому часто используется для изготовления музыкальных инструментов.
Шпон можно сделать из многих других пород древесины. При этом даже из недорогого сырья можно получить пластины, по внешнему виду трудно отличимые от дорогих сортов дерева.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ
1. Переносим рисунок на шпон-основу любым удобным способом: приклеиваем на каучуковый клей, используем копирку, рисуем от руки. Я – приклеиваю.
Дальше снизу под конкретную деталь приставляем кусочек соответствующего шпона, закрепляем его, засверливаемся и пропиливаем оба слоя одновременно. Закреплять нижний кусочек можно на каучуковый клей или, например, на качественный малярный скотч (начинающим лучше клеить, со скотчем нужна некоторая сноровка).
Далее, чтобы закрепить деталь в картинке, я зубочисткой наношу на ее торец клей ПВА (Фото 12), и уже с ним ставлю кусочек на место. Поэтому гуммирка тут не нужна, и рисунок не зеркалим.
Когда нужно постоянно открывать клей, чтобы забрать всего каплю, удобно отлить его в небольшую ёмкость с крышкой, чтобы основной объём не подсыхал. Моё решение: маленькие пластиковые баночки, в которых продается порционный соевый соус.
При засверливании обращайте внимание: отверстие от сверла должно быть максимально незаметным. Либо это уголок, либо, например, еще не выпиленная соседняя деталь. На фото 13 посмотрите: я засверлилась на соседней детали, потом этот элемент заменится на соответствующий шпон, и дырка уйдет.
Когда нужно точно подобрать направление волокон, особый свиль или переход цвета, можно выпилить предварительное окошко для позиционирования. Окошко может быть уже сразу по форме детали, или чуть меньше – смотрите, как вам удобно.
Кусочек за кусочком, и картинка наша готова.
Толстый шпон ручного изготовления может быть откалиброван не настолько точно, как заводской. Поэтому важно следить, чтобы та сторона работы, которая пойдет под склейку на основу, оставалась плоской. Лицевую сторону вы потом отшлифуете или отстрогаете. На фото 14 – моя лицевая сторона, видны перепады толщин. Обратная сторона – ровная.
ПОДГОТОВКА РИСУНКА
Сразу поясню, почему рисунок мы специально готовим, а не берём и немедленно начинаем резать. Во-первых, работа учебная, и процесс тут важнее результата. Во время подготовки картинки с нуля вы начнёте нарабатывать навык разработки любого рисунка: что геометрического, что цветочка, что речки с домиком. Во-вторых, во время подготовки вы рисунок осмысливаете: понимаете как, куда и почему идёт каждая линия, как потом это резать или пилить и какого цвета оно должно быть. Поэтому если за спиной у вас не стоит тот, кто всегда подскажет, покажет и даст нужный шпон, то учитесь с нуля и основательно, исполняя каждую работу на 110 %. Только так вы увидите рост своего мастерства.
Распечатываем нужный рисунок и обводим контуры будущих вставок из шпона. У нас тут всё просто.
Кто видел раскраски по номерам, где каждый номер — это определённый цвет? Наша задача — сделать то же самое с макетом.
ПЕРВЫЙ ШАГ.
Определяем источник света. У меня свет будет падать справа, спереди (рисую стрелку). Теперь напрягаем пространственное воображение и смотрим, на какие грани свет будет падать прямо, максимально их освещая. Все эти грани помечаем цифрой «1» (самый светлый шпон). Можно подглядывать в исходник, но всё равно каждую грань нужно самостоятельно представить и осмыслить. Леонардо да Винчи не будет раскрашивать за вас другие рисунки, учитесь работать самостоятельно.
ВТОРОЙ ШАГ.
Самые тёмные стороны, максимально отвёрнутые от источника света, маркируем цифрой «4».
ТРЕТИЙ ШАГ.
Стороны, которые совсем немного отвёрнуты от света, — это цифра «2», а которые немного отвернуты от полной тени, — цифра «3». Готово.
При палитре в шесть градаций те же шаги: сначала крайние величины, потом понемногу отходим от них. Если какая-то грань непонятна, оставьте её, заполните все понятное. Потом вернитесь к незаполненному и посмотрите. Скорее всего, оно будет параллельно какой-то уже размеченной стороне, так понемногу всё и заполнится.
И помним, что макет для маркетри делается в зеркальной проекции, потому что та сторона, которая во время работы будет для нас лицевой, потом идёт под склейку на основу, т. е. рисунок переворачивается. Пирамида наша, конечно, симметричная, но всё равно, повесив её сбоку от окна или другого источника света, картинка будет смотреться естественнее, если свет на ней будет расположен так же, как он падает в жизни.
ДЕЛАЕМ САМУ КОРОБОЧКУ
1. На все четыре стенки подготавливаем одну плашку, дальше распиливаем на четыре части и отстрагиваем их торцы под 45° в донце «ослиное ухо».
2. Заклеиваем коробочку, используя малярный скотч и канцелярские резинки (фото 15).
3. Зачищаем внутренние углы от клея, выравниваем верх и низ. Приклеиваем крышку (наша картинка) и дно (просто квадратик из шпона 1, 5 мм).
4. Чтобы ровно отпилить крышку, сначала намечаю место спила самодельным рейсмусом (фото 16). Выбрала его из-за лезвия: оно позволяет сразу сделать достаточно глубокую «канавку» для запила. Но сгодится любой, конечно. Либо угольник и разметочный нож.
Поздравляю, работа наша готова! Так как мне нужны коробочки именно для колец, я добавляю еще вставку – двойную подушечку. Это две подушечки из мягкого пенопласта, обтянутые искусственным бархатом.
5. Крышку отпиливаю потому же принципу, что и пластину для шпона. Сначала делаю запилы в углах, дальше аккуратно запиливаюсь по разметке, всё время поворачивая коробочку.
6. Вышлифовываю коробочку снаружи, а крышку и изнутри, и снаружи. Покрываю первым слоем масла.
7. Чтобы крышка хорошо держалась, добавим в коробочку внутренние стенки. Я беру полоску шпона 1, 5 мм, высотой на 4 мм больше, чем глубина коробочки, чтобы получились бортики. Далее вымеряю ширину стенок коробочки изнутри и отпиливаю четыре внутренних стенки.
8. На «ослином ухе» — без него никуда — заусовываю стенки (фото 17). После этого сажаю их на место на каплю клея.
9. Еще раз покрываю маслом и крышку, и коробочку.
Друзья, чаще дарите подарки, сделанные с любовью!
Любовь – наш главный двигатель в этом мире, делитесь ею!
(Продолжение следует)
Больше мастер-классов на rubankov.net