Инструменты для художественной резьбы по дереву. Разбираемся в их особенностях и формируем универсальный резчицкий комплект


Геометрическая резьба по дереву состоит из разных элементов, имеющих геометрическую форму, и выполняется одним резаком. Орнамент для резьбы может быть: линии, квадраты, трехгранные и четырехгранные углубления и т. д. Эта техника позволит сделать даже резные работы таких форм – листки, цветы, ягоды, колосья. Если развивать умение, то она перейдет в форму контурной резьбы.

Оригинальная шкатулка выполненная геометрической резьбой

Эскизы для резьбы по дереву можно поискать в интернете или придумать самому. Геометрическая резка довольно проста в исполнении, для этого потребуется: резак, пара полукруглых стамесок. Уроки геометрической резьбы покажут, как можно играть светотенью и необычными узорами. Особенно это красиво в разных треугольниках, ногтевидной резке и трехгранно-выемчатой форме. Такая резка позволяет полировку и матовую отделку.

Инструменты

Для резьбы треугольно-выемчатой вам нужен только нож-косяк, у него имеется скошенное лезвие. В дополнение нужны следующие инструменты:

  • стамеска плоская, шириной 2 см;
  • стамеска полукруглая;
  • ножовка;
  • напильники: круглые, квадратные, полукруглые;
  • линейка;
  • карандаш простой;
  • циркуль;
  • ластик.


Элементы и узоры для выполнения геометрической резьбы по дереву
Технология резки проста, но каждая составляющая играет свою роль в работе.

Древесина

Древесина бывает следующих типов: твердая, очень твердая и мягкая. Для новичков лучше использовать мягкую древесину, она легче поддается работе (липа, сосна или осина).

Липу достать сложнее, чем остальные виды, так как она часто используется у профессионалов. Сосна имеет недостаток – при резке колется.

Осина хороший вариант для работы. Есть много наглядных фото, какое дерево должно быть, и как выглядят продольные волокна, вдоль которых нужно вести работу.

Абразивы

Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты пло­ской, полукруглой или круглой формы всегда ис­пользуйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообраз­ную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких ще­пок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.

Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилин­дры в составе ручной дрели или пресса незаме­нимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхно­сти и характером материала, отвечая самым раз­ным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструмен­ты быстро затупятся.

Подготовка к работе

Для первого урока нужна дощечка размером 170 на 110 мм и толщиной 2 см. Эскизы для этой работы будут приведены ниже. Поверхность доски нужно отшлифовать шкуркой. Теперь используя линейку и простой карандаш расчертим всю поверхность дерева клетками по 5 см.


Узоры для резьбы по дереву

Потом рисуем все фигурки, как показано ниже на рисунке. Всего получилось 7 фигур: сколышки, ромбы, витейка, пирамидка, звездочки, квадратики и розетка. Из этих фигур потом можно складывать новые узоры. Фотография, на которой видно какие композиции можно составить из одних элементов, как смотрится композиция после обработки и покраски древесины.

Ножи

Вам понадобится хороший нож – тот, которым будет удобно работать. Существует три вида но­жей – со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наибо­лее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.

Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC – оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я исполь­зую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вме­сто заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.

Сколышки –первая фигура

В треугольно-выемчатой резьбе весь процесс состоит из двух операций – наколка и подрезка. Это простые движения, которые легко выполнимы на практике. Берем нож в руку, большой палец ложится на скошенную часть рукояти. Надавите на резак в вертикальном положении, чтобы он углубился на несколько мм, потом опускаем лезвие под углом для пересечения линии боковой ножа в соответствии с разметкой. Таким же образом делается накол и с левой стороны треугольника.

Для подрезки требуется:

  • режущую часть ножа приложить к левой стороне треугольника, так он соединится с вершиной своим скосом;
  • отводим ручку ножа, назад соблюдая параллель между правой стороной узора и режущим лезвием (это движение делается кистью руки, как будто натягиваем лук);
  • надавливаем на нож, возвращаясь в первое положение кисти; так носик ножа оказывается на вершине, а режущая часть на правой стороне треугольника.

Меры безопасности

Все движения должны идти от кисти руки, это упрощает работу и снимает нагрузку с плеча.

Рабочая рука (в которой находится резак) плотно прижимается к рабочему столу, чтобы освободить движения кисти. Когда удерживаете заготовку свободной рукой, необходимо следить за расположением пальцев, чтоб они не были на рабочей части, когда идет процесс резки.

Удаление сучков

В заготовках для резьбы иногда попадаются сучки. В этом случае сучки высверливают или вырезают лобзиком, а на их место вставляют пробки из однородной древесины по диаметру высверленного отверстия с похожим расположением рисунка текстуры. Техника удаления сучков состоит в следующем. Сучок высверливают так, чтобы захватить древесину вокруг сучка, мешающую общему тону. Пробку подгоняют под отверстие всегда в одном и том же положении. Направление волокон древесины в пробке должно совпадать с направлением волокон основы вокруг отверстия. Для облегчения подгонки отверстие закрашивают простым карандашом, а пробку притирают вращениями влево и вправо внутри отверстия. В этом случае выступы на пробке, мешающие ее плотному прилеганию к стенкам отверстия, окрашивают карандашом.

После забивания пробки на столярном клее ее выступающую часть нужно спилить ножовкой, но не скалывать: скол может уйти внутрь, и пробку придется снова высверливать. Выравнивают заделку рашпилем, напильником и шкуркой.

Витейка – третья фигура

Резьба по дереву для начинающих заключается в освоении основных приемов резьбы и основных фигур. Витейка – это та же разновидность сколышек. Они просто смещены в сторону по отношению друг к другу.


Фигуры для геометрической резьбы

В результате получится извилистая дорожка. Для этого нужно вырезать и наколоть нижние треугольники, а повернув дощечку – верхние. Так мы увидим, что посередине остается «змейка».

Пирамида – четвертая фигурка

Первые узоры были самые простые. И справиться с ними можно без труда. Следующие будут тяжелее в выполнении, так как они состоят из нескольких треугольников и располагаются в определенном порядке по отношению друг к другу. Так пирамида состоит их трех треугольников, она имеет в центре точку соприкосновения всех углов. Поэтому при резке данной фигуры, каждый элемент при накалывании соприкасается с одной и той же точкой несколько раз. Самое главное — подрезка выполняется по направлению слоя древесины.

Если резать поперек, то получаться нежелательные сколы, которые испортят узоры.

Стамески

Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кри­визна, тем цифра больше. Так, стамеска с номе­ром 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древеси­ны, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, харак­теризуется широким диапазоном – от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стаме­ски с углом от 60 до 70 градусов.

При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам посто­янно придётся чинить лезвие.

Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески разме­ром с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.

Квадраты – фигура шестая

Этот элемент явно отличается от всех остальных. В нем нет треугольников, и вырезается он совсем иначе, чем все фигуры. Этот метод резки называется – соломка. Многие эскизы, включают в себя именно квадраты. Они могут являться как каемкой работы, рамкой, так и частью основных элементов рисунка. Режется эта фигура таким образом:

  • отступаем от разметки на 1 мм справа, держа нож под углом в 45градусов, углубляем его на 2 или 3 мм и режем вдоль линии до конца;
  • с левой стороны полоски делаем все также;
  • делаем прокол в конце и начале полосы, при этом нож направлен вертикально.

От заготовки при этом отделяется кусок древесины, который и называется соломка.

Если таким способом прорезать все линии, выходят в конце работы квадраты. Технология несложная, но требует определенного опыта для выполнения.

Заделка трещин

При сушке изделий очень часто возникают трещины. Самый лучший способ заделки крупной трещины – это вклеивание в нее кусочка такой же древесины. С этой целью щель прочищают и выравнивают ножом так, чтобы легче было подогнать под нее вставку. Если невозможно выбрать кусок дерева из той же заготовки, то подбирают кусок такого же цвета, расположенного далеко от сердцевины ствола и ориентированного таким же образом к центру. После высыхания клея место соединения строгают и зачищают рубанком или стамеской.

Мелкие трещины обычно заделывают специальной замазкой, замешивая опилки этой же древесины на жидком столярном клее. Иногда в столярный клей добавляют масляную краску, которая придает замазке пластичность. Чем больше в замазке масляной краски, тем дольше ее высыхание, но тем она надежнее и меньше усыхает. Однако такие вкрапления в древесину являются серьезной помехой для резьбы, их следует применять только в тех местах, где работа резцами не планируется. В противном случае лучше замешивать опилки на ПВА или подобрать соответствующую акриловую шпатлевку.

Розетка – седьмой элемент

Эта часть самая сложная. Она требует большего мастерства для её вырезки. Резьба по дереву для начинающих довольно сложное занятие, но все элементы выполнимы. Для начала надо нарисовать узоры на заготовке, и только потом приступать к резке. Для этого нам нужен циркуль.


Розетка выполненная геометрической резьбой

Сначала чертим большой круг, затем размечаем внутри него малый, на 5 мм меньше. Теперь нужно поделить круг на 16 равных частей. Через центр проводим основные линии, вдоль и поперек. Еще 4 точки находим при помощи угольника, с углом в 45 градусов. Эти точки соединяем отрезками, которые проходят по центру.

Визуально отмечаем точки посередине каждого отрезка на малом круге, и соединяем их треугольниками с большим кругом. Теперь можно увидеть, что вся розетка состоит из пирамид вытянутой формы. Фото картин с выполненной розеткой очень запоминаются, они не просто красивы, но и сложны в исполнении.

Выполнение резьбы

Выполнение резьбы сложный, требующий мобилизации внимания и аккуратности вид творчества. Сама техника резания не допускает поправок. Техника выполнения контурной резьбы заключается в резании прямых и кривых линий различной ширины и глубины. Линия должна быть выразительной и четкой. Нужно обратить внимание учащихся на то, что чем больше погружают стамеску, тем толще остается след на доске. На этом и основывается живость линии: в одном месте она будет тоньше, постепенно переходя в толстую и обратно, что достигается постепенным наклоном стамески. При выполнении очень тонких линий пользуются резаком. Если при резьбе полукруглой стамеской остается полукруглая канавка за один проход, то при резьбе резаком получается треугольная канавка за два прохода. При сочетании этих операций получаются красивые изделия.

Упражнения в выполнении контурной резьбы желательно начинать на древесине мягкой породы, и лишь затем переходить к твердым. Доски следует закреплять по горизонтали неподвижно и только в крайних случаях поворачивать на 180°. Стамеску или резак держать за ручку правой рукой, а пальцами левой — придерживать полотно недалеко от лезвия. Это позволит уберечь левую руку резчика от иногда срывающейся стамески. Для выполнения плоской контурной резьбы применяются плоская и полукруглая стамески. Вначале по контуру рисунка проходят полукруглой стамеской, оставляя канавку. Теперь светлые места вырезают плоской или полукруглой стамеской в зависимости от замысла исполнителя. При вырезании фона полукруглой Стамеской получается рельефный фон, что хорошо гармонирует с силуэтом. Иногда такой фон мешает воспринимать главное в резьбе: тогда пользуются плоскими стамесками, которые позволяют получить ровную поверхность фона.

Композиция из фигур

Геометрическая резка в своей красоте представляет не только отдельные элементы, но и разные составные орнаменты. Композиция – это и есть сочетание разных элементов, имеющих свое построение и единство. Начальным этапом в резке является разметка. Начинать нужно с основных осевых линий. Эскизы композиции резных украшений могут быть очень разными, можно составить эскиз самому или найти в руководствах и книгах по этой технике. Чем хороша геометрическая резка? В ней можно сделать свой рисунок, как простой, так и сложный только из основных элементов.

Есть много фото, которые покажут, как красиво выглядит эта техника на практике, как можно самому при минимальном наборе инструментов сделать подарок или украсить дом при помощи декоративной резки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]