Как сделать лодку своими руками: обзор лучших проектов схем и чертежей с рекомендациями по выбору материалов изготовления (120 фото)


Интересные факты и особенности

Чтобы ловко обойти эту проблему, рыбаку старше 40 лет достаточно вспомнить далекое детство, которое с большой вероятностью прошло в плотном окружении журналов «Юный техник» и широкоформатных приложений к нему.

Оставшиеся с тех пор навыки моделирования безошибочно подскажут, как сделать лодку ПВХ своими руками. Даже не увлекавшийся в школьные годы моделированием человек справится с этой задачей всего за одну-две недели.

Описание рабочего процесса

Отметим сразу – изготовление катера своими руками процесс довольно длительный, к тому же у вас должно быть помещение, в котором будут производиться работы, чаще всего используется гараж или другое строение достаточного размера.

Сооружение корпуса

Процесс производится в следующей последовательности:

Можно сделать чертежи катера своими руками из фанеры, но гораздо проще найти готовый вариант с подходящими вам параметрами, так как есть множество важных нюансов, которые не знают те, кто не является специалистом в области постройки плавательных средств. Лучше всего проконсультироваться со знатоками, чаще всего они могут предложить проект или порекомендовать хороший вариант;

Лучше найти готовые чертежи и выкройки катера из фанеры – своими руками сделать их непросто, и вы сможете сэкономить очень много времени и исключить ошибки и просчеты

Работа начинается с того, что листы сращиваются между собой, это можно сделать с помощью прикрепления накладки, которая закрепляется эпоксидкой и саморезами, важно, чтобы у вас в итоге получились элементы нужной длины. На следующий день можно продолжать рабочий процесс; Чтобы постройка катера из фанеры своими руками проходила максимально качественно и быстро, необходимо на все заготовки нанести координатную сетку размером 100 на 100 мм

Это упростит изготовление элементов, ведь они имеют неправильную форму и точно вырезать их, не имея ориентиров, очень и очень сложно;

Изогнутые линии – самая ответственная часть работы при раскройке элементов

После того, как все заготовки нарезаны, можно приступать к следующей стадии.

Сборка

Процесс состоит из данных работ:

  • Все проекты катеров из фанеры состоят из одинаковых элементов, поэтому последовательность операций всегда аналогична. В первую очередь скрепляются элементы днища, для этого вдоль соединения на расстоянии 15-20 мм сверлятся отверстия под проволоку и части стягиваются. При этом не стоит прикладывать слишком большое усилие, чтобы не повредить материал;
  • Далее устанавливаются поперечные элементы жесткости, которые называются шпангоутами, их проще всего вырезать из фанеры толщиной 9-10 мм. Они приклеиваются эпоксидной смолой и дополнительно прикручиваются саморезами. Также крепятся продольные рейки 50х20, которые называются стрингерами. В шпангоутах можно сразу же сделать вырезы под лаги, чтобы впоследствии не работать в стесненных условиях;
  • Затем устанавливаются бортовые элементы, в них делаются вырезы под стрингеры и ставятся сами элементы жесткости, после этого можно приклеивать и прикручивать саморезами фанеру для бортов. Соединения изнутри для дополнительной прочности промазываются эпоксидной смолой и закрываются одним слоем стеклоткани;

Так выглядит процесс сборки

  • После того, как все элементы скреплены между собой, необходимо перевернуть конструкцию. Для этого ее проще всего вынести и сделать это на улице, так как помещение такой площади, чтобы сделать это внутри, найти очень сложно. Для того чтобы не повредить конструкцию, ее проще всего уложить на старые автомобильные покрышки;
  • Далее необходимо выкрутить все саморезы изнутри и заделать их эпоксидной смолой, после этого замазываются и все соединения, чтобы заполнить щели и сделать поверхность максимально ровной. После высыхания первого слоя производится наклеивание стеклоткани шириной 10 см, затем клеится полоса 17 см, а третий элемент должен иметь еще большую ширину, чтобы перекрывать два первых, это позволяет придать всем изгибам жесткость;

Чтобы фанерные катера были надежными, необходимо тщательно проклеивать все соединения

  • Далее наружная часть оклеивается всплошную, лучше сделать это в 2-3 слоя. После высыхания производится шлифовка и шпаклевка поверхности для того, чтобы она стала ровной;
  • Когда поверхность выровнена, можно перевернуть конструкцию для того, чтобы заполнить все полости пенопластом и обшить их листами фанеры изнутри. Сооружение каюты производится по заранее выбранному эскизу, следует помнить, что чем сложнее конфигурация, тем больше времени пойдет на сборку конструкции.

Каюта также оклеивается стеклотканью для усиления

Последний этап – грунтовка влагостойкими составами и окрашивание, важно использовать качественные композиции, их цена выше, но тут не стоит экономить. Если вам не нужен катер, и вы хотите узнать, как сделать лодку, то все производится так же за исключением того, что не требуется сооружение каюты

Как сделать чертеж лодки

Надо заметить, что при всей занимательности малого судостроения данный процесс трудно назвать творческим. Он должен опираться исключительно на чертежи лодки для изготовления своими руками, взятые в библиотеке, специальной литературе или на вызывающем доверие сайте.

Никакая фантазия касательно геометрии и габаритов совершенно не приемлема. Построенное «по наитию» рыбацкое плавсредство будет переворачиваться сразу после спуска на воду.

Тестирование лодки

Тестирование лодки проводят в несколько этапов:

  • Проверить водонепроницаемость в собственном дворе. Лодку следует перевернуть и установить на опору, взять например, стул или стол. Сверху на лодку следует налить большое количество воды, удобно использовать шланг. После обработки водой, лодку возвращают в обычное положение и смотрят, не протекла ли вода вовнутрь.
  • Убедившись, что лодка выполнена качественно и не пропускает воду, её можно отправлять на настоящую воду. При первом выходе на глубину не стоит заплывать далеко от берега. Первое время лучше посмотреть за состоянием плавательного средства.

Не всегда вариант с покупкой лодки бывает приемлем. Именно поэтому при наличии минимума навыков можно смастерить свою лодку без лишних затрат.

Полезно знать! Такая лодка станет полезной не только на рыбалке, но и на отдыхе. Сборка занимает хоть и немного времени, но требует внимательности. Поэтому следует ответственно подходить к процессу, дабы плавательное средство не развалилось во время эксплуатации.

Материалы для самодельной лодки

В плане выбора исходного сырья придется ограничиться малым. Однако тех материалов, которые можно купить в любом строительном супермаркете, вполне хватит даже для постройки крупного моторного баркаса.

В первую очередь для нужд гаражной верфи понадобятся

  • Алюминий;
  • Массив древесины;
  • Легкие прочные полимеры;
  • Прорезиненный текстиль;
  • Стальные профили;
  • Фанерные листы.

Преимущества деревянной лодки

У всякого строительного сырья есть ряд достоинств и недостатков. Однако судя по тому, что чаще всего мастера выбирают для своих целей именно дерево, оно подходит для данных целей больше всего.

Очевидными преимуществами деревянной лодки перед аналогами являются

  • Экологическая безвредность;
  • Отличная плавучесть;
  • Легкость гребли и руления;
  • Предельно низкая себестоимость;
  • Долгий срок эксплуатации при грамотных подготовке к воде и зимнем хранении;
  • Легкость монтажа весельных уключин, мотора, парусной мачты.

Лодка-плоскодонка: отличительные особенности

Как говорилось выше, главное отличие заключается в том, что на такой лодке отсутствует киль. Кроме того, борта у плоскодонок несколько заужены, а все детали зафиксированы при помощи проволоки. Дно у таких лодок после фиксации при помощи хомутов заливают смолой, которая обеспечивает хорошую герметизацию плавсредства.

Так как из досок сделать лодку можно любой формы, то плоскодонка мало отличается от любой другой лодки. Сам процесс строительства происходит практически одинаково, отличие лишь в строении днища. Такие лодки прекрасно подходят для мелких водоемов.

Виды лодок

В настоящее время наибольшее распространение получили два варианта маломерных деревянных судов:

  • С килем;
  • С днищем в виде плоскости.

Плоскодоная лодка

Вторая разновидность пользуется гораздо большей популярностью, что надо обязательно принять во внимание, когда делаем деревянную лодку своими руками. Данный факт объясняется их впечатляющей устойчивостью, делающей возможной ловлю в стоячем положении.

Вдобавок ко всему такие плавсредства легко маневрируют среди камышей и коряг. Они полностью устраивают рыбака и в плане вместительности. Внутреннего пространства плоскодонки вполне хватит для множества разных удилищных и донных удочек, сачка, коробок с наживкой и крючками, нескольких ножей, ведер для пойманной рыбы.

Уход за лодкой

Для того чтобы деревянная лодка служила вам верой и правдой долгие годы, за ней нужно правильно ухаживать.

  1. Окрашивайте лодку перед началом нового сезона, причем старайтесь не пропускать ни одного сантиметра.
  2. В начале каждого сезона старайтесь просмолить дно битумом, герметиком или разогретой смолой. Делать это нужно с наружной части лодки после ее полного высыхания. Поэтому, когда вы не используете лодку, старайтесь держать ее на солнце, перевернув дном вверх.
  3. Перед тем как обрабатывать дно лодки, счистите старый слой битума или смолы. Учитывайте, что битум растрескивается на морозе, поэтому после каждой зимы тщательно проверяйте лодку.
  4. После битума можно обработать дно олифой или отработанным машинным маслом и лишь после тщательного их высыхания красить днище лодки.
  5. Для окраски выбирайте масляные краски и не экономьте на слоях – чем больше вы нанесете, тем меньше риск возникновения течи.

Если вы все делаете правильно, деревянная лодка способна послужить вам долгие годы. Но некоторые идут другим путем – просто окрашивают плавсредство каждую весну, а года через два-три быстренько строят себе новую лодку. Какой вариант выбрать – решать только вам.

Навыки гребли на лодке

Вот почему делаем маленькую лодку своими руками с килем в том случае, если есть необходимость совершать марш-броски вдоль берега, сильно от него удаляться, ловить бычка в условиях легкого шторма. Единственным недостатком килевых судов является необходимость приобретения рыбаком навыков гребли.

Такая лодка имеет тенденцию к раскачиванию, поэтому гребцу придется сидеть посреди банки, то есть лодочной скамейки. При работе веслами нужно будет четко удерживать центр тяжести, иначе качка легко собьет с выбранного курса.

Лодка из дерева своими руками — пошаговая инструкция

Начальный этап

Во время предварительной подготовки следует нарезать бруски для боковых стенок лодки. Затем следует сформировать носовую часть и нижнюю.

Днище рекомендуют выполнять по технологии строительства кораблей, выполняя его округлой треугольной формы.

Изготовление дна

  1. Для изготовления дна используют оцинковку. Следует обвести маркером контур дна. Важно оставить место для запаса, примерно 2 см. Специальными ножницами для металла вырезают форму.
  2. Лодку переворачивают вверх дном, с бортов снимаются фаски. Края следует обработать антисептиком. Следует дождаться, пока пропитка просохнет.
  3. Низ бортовых частей обрабатывают силиконовым герметиком, сверху можно нанести специальные приспособления для защиты от протекания.
  4. Металлическую заготовку дна следует уложить и выровнять. Крепление проводят при помощи оцинкованных саморезов или гвоздей, продвигаясь от середины к краю.
  5. Лишний металл следует обрезать.

Нос лодки

  • Для начала следует взять доску необходимого размера и с носовой стороны отпилить край под углом 45. С запиленных краев снимается фаска, таким образом, чтобы при нажатии не образовывался зазор. Концы покрываются антисептиком.
  • Основу носа изготавливают при помощи треугольного бруска. В завершении работы его следует обработать антисептиком.
  • Следует собрать «нос» лодки, для этого два борта и брусок смазываются клеем и при помощи саморезов окончательно скрепляются.
  • Все лишние части следует спилить.

Покраска

Покраска является заключительным этапом производства лодки. Для этого используют водоотталкивающие краски. Перед нанесением краски, поверхность лодки тщательно осматривают на наличие царапин и трещин. Если присутствуют дефекты, их необходимо убрать при помощи шпаклевки.

Некоторые предпочитают обрабатывать весь корпус стеклотканью, а затем проводить окрашивание. Первый слой наносится грунтовка, а второй — краска.

Как изготовить весла?

Весла можно легко и быстро сделать своими руками. Единственный недостаток — недолговечность таких изделий и большой вес, около 2 кг.

Изготовление весла включает в себя такие технические операции:

  1. Необходимо взять несколько ровных досок сечением 20 х 30 мм. Также необходимо иметь под рукой эпоксидную смолу, стеклоткань, водостойкую фанеру и брусок из сосны.
  2. Из фанеры вырезается форма весла. Важно, чтобы материал был качественный, без сучков и дыр. Волокна фанеры направляются поперек весла. На фанеру наносится рисунок лопастей и вырезается при помощи лобзика. Лопасти следует отшлифовать при помощи наждачной бумаги.
  3. При помощи рубанка рейкам придается округлая форма. Затем следует отшлифовать их. Если есть лишний материал, его следует срезать. Длину весел следует подбирать исходя из своего роста, посадки и величины лодки.
  4. При помощи шурупов и клея собирается заготовка. Из соснового бруска выпиливается ручка весла. Ручку на рукоятке прикрепляют при помощи шурупов.
  5. При помощи рашпиля и шлифовальной бумаги, следует обработать окончательную форму весла и рукояти. После завершения обработки, на лопасть в два слоя наносится стеклоткань.
  6. Из стеклоткани вырезается лента шириной около 35 мм. С её помощью следует обмотать рукоятку весла, затем обработать место крепления с ручкой, дабы укрепить это место.
  7. При помощи шкурки проводят завершающую обработку поверхности лопастей. Для большей надежности, внизу делают обшивку из полосы алюминия.
  8. Последний этап — зашпаклевать и нанести грунтовку на поверхность. При желании использовать краску.

Выбор габаритов лодки

Именно от размеров плавсредства зависят такие важные его параметры, как

  • Масса;
  • Вместимость;
  • Грузоподъемность;
  • Устойчивость на неспокойной воде.

Выбор размеров лодки

Основные рекомендации насчет выбора размеров можно свести к следующим правилам.

  1. Оптимальная высота бортов составляет полметра, при этом для речной ловли подойдут борта пониже, а для моря не помешает добавить 10-20 см.
  2. Выбор длины надо делать исходя из того, сколько всего людей будет перемещаться на малом плавсредстве. Для одного рыбака вполне хватит 1,8-2,5 метров. Для двух членов экипажа желательно предусмотреть побольше пространства, например, трехметровую длину. Для пяти человек вполне хватит 4-метровой длины. Правда, всем сразу ловить при этом будет затруднительно, поэтому хотя бы один должен стать простым пассажиром, наслаждающимся речными пейзажами.

Что касается ширины, то опытные мастера предлагают остановиться на значении в метр-полтора. Чем шире окажется суденышко, тем труднее им будет управлять, при этом устойчивость заметно возрастет.

Для точного выбора ширины надо учесть общий вес рыбаков и пассажиров, массу всех снастей, ящиков и ведер, расчетное количество пойманной рыбы. Чтобы лодка была послушна рулю и веслам, ширина должна строго соответствовать длине. Найти их подходящее соотношение помогут простые судостроительные формулы.

Как выбрать древесину?

Первое, на что необходимо обратить внимание и от чего зависят 80 % результата – это выбор правильной древесины. Перед тем как изучить азы судопроизводства, вам необходимо как можно больше узнать о дереве, которое подходит для изготовления лодок деревянных

Большое значение будет иметь не только вид древесины, но и даже часть ствола, которую вы будете использовать для строительства.

На торцевом срезе видно, что любая древесина неоднородна. Ствол дерева состоит из трех частей: сердцевины, ядра и заболони. Ядро – это самая прочная часть ствола, которая имеет хорошую естественную защиту от загнивания. Именно она и используется в строительстве лодки.

Кроме того, перед строительством лодки нужно просушить весь пиломатериал, чтобы не нарушалось соединение деталей. Пиломатериалы должны иметь влажность не более 15-18 %. После сборки необходимо обязательно пропитать готовую лодку средствами, защищающими от влаги, чтобы лодку не покоробило со временем.

Лучшим деревом для строительства лодок считается лиственница, но подойдут и другие хвойные деревья, например, сосна или ель. Главным требованием при выборе пиломатериала является отсутствие сучков.

Создание или поиск чертежа лодки

Найдя полный компромисс относительно размеров, можно будет приступать к проектированию. При отсутствии же необходимых для этого навыков достаточно подыскать уже готовый чертеж плавсредства и пропорционально увеличить или уменьшить его параметры.

Проще всего найти профессионально составленные чертежи в Интернете. Нужно лишь ввести поисковый запрос «чертеж лодки». Совсем не лишним будет посетить техническую библиотеку.

Достаточно провести там пару выходных дней, чтобы получить много полезной информации как о габаритах, так и о такелаже. В журналах, посвященных маломерным судам, нетрудно почерпнуть знания и о том, как сделать якорь для лодки своими руками.

Ремонт

Для лодок, которые вы изготавливали, лучшим вариантом будет провести ремонтные работы самостоятельно. Вам следует предварительно осмотреть лодку, найти причину потомки (пробоину и т.д.) и обязательно исправить имеющийся дефект.

Пробоину можете заделать кусочками досок, предварительно обезжирив поверхность и приклеив новый фрагмент дерева. Если же проблема более серьезная, то лучше всего будет обратиться к специалисту, который сможет провести профессиональные ремонтные работы.

Таким образом, теперь вы знаете, как самостоятельно изготовить лодку и провести ее ремонт в домашних условиях.

Проверка досок на наличие дефектов

Важно проследить за тем, чтобы на досках не было ни трещин, ни сучков. Любые расщепления в дальнейшем будут расширяться, а сучки проявят тенденцию к выпадению, что надо обязательно принять во внимание рыбаку, заинтересовавшемуся, как сделать лодку из дерева своими руками.

Выявить наличие опасных повреждений можно, нанеся по сомнительным участкам несколько ударов молотком. Крепкие доски легко выдержат такое испытание, а треснувшие начнут раскалываться.

Считается, что лучше всего для постройки лодки подходит пиломатериал, на протяжении года лежавший на сухом складе на плоских стеллажах.

Чертеж

Прежде чем сделать деревянную лодку из досок, вам необходимо подготовить чертеж будущего плавсредства в удобном для вас масштабе. Если такая задача для вас непосильна и вы абсолютно не разбираетесь в чертежах, то можете попросить помощи у человека, который владеет техническим образованием и сможет подготовить рисунок, в соответствии с которым можно собрать деревянную лодку. Перед тем как из досок сделать лодку, вам нужно четко представить, сколько и какие детали понадобятся, их размер, форму и т. д. Поэтому, выбирая готовый чертеж, следите, чтобы это не был просто набросок от руки – необходимо, чтобы был указан масштаб, форма деталей и их количество, а также другие необходимые параметры, которые понадобятся вам в дальнейшей работе.

Перечень вспомогательных принадлежностей

Помимо досок для работы понадобятся:

  • Антисептик для обработки древесины;
  • Брус;
  • Краска;
  • Саморезы, гвозди и молоток;
  • Грунтовое покрытие;
  • Дрель и шуруповерт;
  • Клей и шприц для проклейки стыков;
  • Яхтный лак;
  • Листы железа для облицовки дна;
  • Наждак;
  • Смола;
  • Полипропилен для формирования бортов;
  • Рулетка;
  • Тиски;
  • Пила по дереву.

Фото самодельной лодки

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]