Преимущества и недостатки
Ложки из дерева гармонично сочетаются с посудой из стекла, различными фарфоровыми изделиями. Они наполняют теплую атмосферу домашнего очага национальной самобытностью. Увеличение спроса на такую продукцию наблюдается в связи с общей тенденцией к здоровому образу жизни. Интерес к столовым приборам из натурального материала основан на ценных природных качествах древесины:
- антибактериальных свойствах — правильная обработка ложек препятствует размножению патогенных организмов;
- особом аромате дерева — тонкий запах сопровождает любое блюдо, создает неповторимый вкусовой оттенок;
- экологической безопасности — природная чистота материала без токсичных веществ, вредных примесей служит оздоровлению организма, благоприятно воздействует на самых маленьких детей;
- прочности — отсутствие трещин, сколов, царапин на ложках обеспечивает долгий срок службы;
- приятной поверхности — ощущение теплоты создает комфорт в использовании ложки;
- малом весе — деревянную ложку легко удерживают дети, ослабленные люди.
Важная особенность ложки — прибор не выскальзывает из мокрых рук. Им удобно перемешивать ингредиенты различных блюд, салатов и даже тесто. Дополнительный плюс в том, что антипригарное покрытие современной кастрюли или сковороды невозможно повредить деревянной ложкой.
Несомненным достоинством материала является низкая теплопроводность — изделие, в отличие от металлических аналогов, не обжигает после прикосновения к губам. Такими приборами можно смело перемешивать горячие или готовящиеся блюда.
Если говорить о недостатках, то их несколько. Качественные деревянные ложки обходятся дороже, чем приборы из других материалов. Кроме этого, они требуют ухода, специальных условий хранения. Есть несколько основных правил, соблюдая которые можно сохранить прочность приборов:
- не применять абразивные средства, агрессивные моющие жидкости;
- не мыть деревянную ложку в посудомоечном устройстве, только вручную;
- не держать долго в воде.
После каждого применения ложки следует тщательно просушивать. Пористая структура дерева не терпит сырости, острых запахов. Нарушение правил ухода приводит к появлению бактерий в небольших трещинах, потере внешнего вида. Испорченное изделие вредит здоровью, поэтому ложку со следами плесени нужно без промедления выбросить.
Деревянные ложки достаточно прочные и экологически безопасные
Деревянные лопатки и ложки не способны повредить антипригарное покрытие посуды
Породы дерева, применяемые для изготовления
Издавна использовали разные породы древесины для создания столовых приборов:
- липу;
- дуб;
- орех;
- клен;
- можжевельник;
- березу;
- вишню;
- бамбук.
Все породы для изготовления деревянных ложек отличаются прекрасными характеристиками. Натуральный материал хорошо поддается технической обработке, после которой не остаются «ворсинок» и шероховатости. Потребителю рекомендуют перед приобретением интересоваться, из какого дерева изготовлена посуда, чтобы учесть запас прочности и уровень влагостойкости столовых приборов.
Особенностью изделий из вишни, клена является их долговечность. Ложки, сделанные из липы, считаются более мягкими, но довольно распространены. Антибактериальными свойствами отличается продукция из можжевельника. К недолговечным относят приборы из:
- дуба — появляются трещины от механического воздействия;
- ясеня — образуются мелкие ворсинки в процессе эксплуатации.
Хвойные породы древесины выделяют смолу при нагревании, поэтому при использовании ложек будет появляться горьковатый привкус. Повышенная пористость этого материала способствует их мгновенному увлажнению, впитыванию посторонних запахов, вследствие чего срок службы истекает быстрее, чем у других деревянных аналогов. Спустя некоторое время они просто-напросто растрескиваются.
Сюжет и орнамент
Хохлома
Хохломская ложка
В давние времена в лесах Заволжья, неподалёку от села Хохлома Новгородской губернии первые поселенцы были беглецами, укрывшимися здесь от гонений помещичьего гнета за «старую веру». Некоторые из них были художниками-иконописцами и мастерами рукописной миниатюры. Неплодородные земли не давали возможности прокормиться крестьянам, и беженцы стали применять своё мастерство, расписывая деревянную посуду, изготовляемую местными мастерами. Такая неизвестная до селе роспись чудесно украсила скромную деревянную кухонную посуду. Краски заиграли золотистыми и красными солнечными лучами. Слава о такой праздничной посуде разнеслась не только по всей округе, но и приобрела известность на всей Руси.
Каждый ремесленник обладал своей спецификой, но изделия выполнялись вручную. Ведь изготовление деревянных ложек – нелёгкий процесс. Сначала необходимо вырезать деревянную заготовку будущей ложки, потом высушить ее, покрыть тоненьким слоем глины и пропитать маслом льна. Изюминкой такой росписи является то, что на дерево наносят не золотой, а серебристый порошок, поверх которого выполняют рисунок. Потом изделия лакируют и закаливают в печи при высокой температуре. В результате появляется медово-золотистый цвет, свойственный только хохломе.
Для росписи изделий используют либо чёрно-красный рисунок на золотом фоне или золотой орнамент на красном, зеленом, черном фоне. В росписях Хохломы художники изображают растительные формы в виде ярких красных ягод рябины, земляники, и цветов, также встречаются рыбы, птицы и зверьки. Гибкими, волнистыми стеблями с листьями, ягодками и цветами украшают мастера поверхность ложек, придавая им неповторимый нарядный облик.
Разновидности по форме и размеру
Форма и габариты прибора зависят от назначения ложки. Принято выделять следующие виды:
- круглые ложки — предназначаются для еды, смешивания компонентов;
- круглые с удлиненным черенком — используются в приготовлении блюд, сервировке;
- ложки с узким разрезом — для извлечения из жидкости лука, других овощей либо лаврового листа;
- плоские — удобны при соскабливании остатков пищи со дна кастрюли, сковороды, для растирания, размешивания густых масс;
- шумовки — отличаются наличием дырочек, большим размером; предназначаются для перемешивания соусов, снятия пены, сцеживания воды во время извлечения пельменей, голубцов, тефтелей.
Существует также специальная деревянная ложка для меда, специй, горчицы. Небольшие крючки на ручках предусматривают возможность вертикального хранения изделий. Отдельную категорию составляет сувенирная продукция для украшения кухни, декора помещения.
Размеры ложек варьируются в зависимости от вместимости, длины и толщины ручки, ширины лопасти. Так, например, стандартный объем большой модели для извлечения каши из глубокой чашки составляет 18 мл.
Круглые
Лопатка
С длинной ручкой
С разрезами
Шумовки
Изготовление деревянных ложек своими руками
Из этой статьи вы узнаете про изготовление деревянных ложек. Я покажу вам, как сделать деревянную ложку из древесины яблони, используя только сделанные вручную инструменты.
Процесс изготовления деревянных ложек
Шаг 2. Инструменты, которые я использовал
Это инструменты, которые мне понадобились для изготовления этого столового прибора.
Вам понадобится:
• Топор: любой маленький топор подойдет. Он должен быть острым. Подходящий топор весит 500-600 г.
• Молоток: вам нужен тяжелый молоток. Если он будет маленьким, вы не сможете расколоть дрова.
• Зубило: тяжелый металлический клин для расколки бревен. Как альтернатива, можно пользоваться старым топором и молотком. Но не используйте хороший топор, вы его испортите.
• Нож: небольшой острый нож.
• Резчицкий нож: Его можно купить в интернете и магазине.
Шаг 3. Дерево
Вам понадобится полено. Оно должно быть на 10-15 см длиннее будущего изделия. Оно должно быть недавно распилено. На некоторое время его стоит оставить в траве, оно станет влажным и с ним можно будет работать в течение 2-4 недель.
Можно взять для этого любую древесину, но дерево фруктовых деревьев лучше всего. Для моего изделия я использовал древесину яблони. Она хорошо подходит для этой работы, она твердая и долговечная, и красиво выглядит.
Из этого полена можно произвести 4-8 ложек, в зависимости от их размера.
Шаг 4. Расколоть полено
Сейчас вам понадобится молоток и зубило, чтобы расколоть полено на 4 треугольные части.
Начните раскалывать в середине. Если на полене есть трещина, используйте ее для раскола.
Шаг 5. Вырезать форму
С помощью куска древесного угля я нарисовал очертания столового прибора. Вырезал, как можно ближе к рисунку. Когда работаешь со свежим деревом, надо все делать быстро, чтобы древесина не высохла и не дала трещин. Если вам необходимо отложить работу, поместите заготовку в ведро с водой или холодильник.
Это передняя часть полена. Я только удалил кору и нарисовал центральную линию.
Это сторона полена. Здесь я нарисовал очертания.
Топором я удалил лишнюю древесину с передней части.
Вы можете видеть здесь форму ложки.
сейчас я вырезал древесину с обратной стороны.
Сначала я удалил излишек дерева с верха изделия, затем с рукоятки.
Когда дерево стало нужной толщины, я нарисовал контуры столового прибора.
держитесь ближе к линии.
сейчас мы имеем очертания ложки со всех сторон.
сейчас вырежем ее заднюю сторону. Попытайтесь выполнить это как можно точнее с обеих сторон. Обратите особое внимание на тонкую часть, если вы сделаете слишком тонкую ложку, она может сломаться. Обратите внимание на ручку: она имеет треугольную форму. Это делает ее крепче.
Шаг 6. Закончить обработку ножом
С помощью ножа я завершил формирование изделия. Углубление я обработал резчицким ножом, чтобы окончательно выровнять поверхность. Последнюю ложку я сделал с резьбой на конце рукоятки.
Постарайтесь сделать ее более гладкой. Это облегчит вам процесс шлифовки.
Я придерживаюсь треугольной формы на конце рукоятки.
Полученный прибор не должен быть очень тонким, или его, в конце концов, сломают. Но чем тоньше ложка, тем элегантнее она выглядит. Я сделал толщину в 2-3 мм.
Я сделал здесь треугольную форму. Это выглядит симпатично и делает изделие крепче.
в этой заготовке я оставил конец рукоятки утолщенным, чтобы выполнить фигурную резьбу.
Завиток выглядит симпатично и не позволяет столовому прибору упасть в кастрюлю.
Шаг 7. Шлифовка
Перед шлифовкой изделие должно высохнуть. Это занимает от 3 до 5 дней, в зависимости от погоды.
Я начал шлифовать наждачной бумагой №100, затем 180, 240 и 400. Если бы я делал это, как настоящий викинг, я бы использовал особый сорт хвоща.
Шлифуйте на улице или оденьте респиратор
Шаг 8. Обработка маслом или воском
Я взял льняное масло. Нанесите толстый слой масла, оставьте на несколько часов, затем уберите излишки масла бумажным полотенцем. Дайте высохнуть и затем обработайте воском. Я использовал воск, только когда делал изделия на продажу. Воск защищает от грязи.
Шаг 9. Завершение
Ложка закончена и готова для кухни. После того, как ложка будет вымыта несколько раз, целостность волокон древесины может быть нарушена, тогда рекомендуется еще раз отполировать ее мелкой наждачной бумагой.
Шаг 10. Другие поделки: размеры и дизайн
Тонкости использования и хранения
Сохранить первоначальный вид деревянного изделия удается при соблюдении требований к использованию столовых приборов. После приобретения рекомендуют обработать поверхность ложки льняным маслом. Защитный слой будет препятствовать глубокому намоканию древесины и ее пересыханию. Процедуру нужно повторять примерно раз в месяц.
Хранить приборы советуют отдельно от металлических аналогов и прочей утвари. Идеальное место для размещения чистых ложек должно быть защищено от солнечных лучей, влаги. Знатоки в применении деревянной посуды обращают внимание на следующие моменты:
- нельзя помещать изделия в кипящую жидкость, оставлять на продолжительное время в горячем блюде либо убирать в холодильник вместе с остатками еды — перепады температур портят внешний вид, приводят к деформации предметов;
- промывать ложки нужно после каждого применения увлажненной губкой без абразивной поверхности;
- запрещено сушить изделия вблизи обогревательных приборов, вентиляторов — это приводит к потере естественной влаги материала, разрушению предметов;
- чистые ложки после мытья полезно протирать сухой салфеткой из мягкой ткани.
При появлении неприятного запаха рекомендуют профилактическую обработку изделий перекисью водорода либо разбавленным спиртом.
Мыть изделия из дерева необходимо сразу после применения, пока остатки пищи не присохли к ним
При правильном уходе и хранении деревянные ложки прослужат долго
Как сделать своими руками
Резные ложки хорошего качества поражают изяществом. В этом заслуга искусной работы мастеров. Но каждый любитель может испытать себя в данном ремесле, так как сделать своими руками деревянную ложку несложно. Неопытным умельцам выполнять работу лучше из бруска липы либо ольхи, березы. Мягкую древесину данных пород легко вырезать и шлифовать.
Набор необходимых приспособлений включает:
- топор, ручную пилу, напильник;
- прямую и круглую стамеску;
- нож, рашпиль;
- наждачную бумагу (крупнозернистую и мелкую);
- карандаш.
Сначала выполняют грубую работу при помощи топора, пилы. На последующих этапах инструменты чередуют для достижения заданной формы и качества.
Изначально делают прямоугольную заготовку из крепкого дерева в длину примерно 25 см, высотой 2,5 см, шириной 5 см. Вырезание рекомендуют начинать с куска без следов гнили, трещин. Изображение ложки на бумаге копируют на поверхность бруска с двух сторон — сбоку и сверху. Далее стамеской убирают по контуру лишние участки, формируют изделие. По толщине прибора рекомендуют оставлять припуски для последующей шлифовки.
Малоопытным мастерам предпочтительно использовать липу, так как она легко режется.
Резьба по дереву требует аккуратности и терпения. Лобзик, нож, напильник используют на разных стадиях вытачивания. Деревянные ложки своими руками создают путем выскребывания древесины. Важно контролировать толщину изделия при формировании округлой формы прибора, углубления черпачка, чтобы не сделать его очень тонким и хрупким.
Финишную подрезку, обработку древесины проводят поэтапно, с постепенным уменьшением зернистости наждачной бумаги в процессе шлифования. Избавиться от ворсинок после смачивания ложки можно после трехкратного повтора зачистки просушенного изделия. В завершении работы поверхность смазывают подогретым льняным маслом, обладающим антибактериальными свойствами. Для продления срока службы такую обработку поверхности придется периодически повторять.
Мастера могут сделать изделие на токарном станке при наличии ложечных ножей, щеток с ворсом, резаков. Основные этапы работы такие же, однако качество полученного изделия будет на порядок выше.
Особенностью самодельных изделий является их неповторимый вид. Декоративные модели покрывают специальными составами, защитным лаком для сохранения структуры и цвета дерева. Опытные мастера расписывают приборы, украшают ручки фигурной резьбой. Дизайнерские ложки радуют нарядным видом, но не годятся для кулинарных процессов, использования в качестве столовых приборов.
Русская деревянная посуда: ложки, ковши, хохломская роспись
О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI — начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса.
К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы. Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.
1 — братина; 2 — чаша; 3, 4 — блюда; 5, 6 — кубки; 7 — стакан; 8 — чарка; 9 — ставчик; 10 — ставец.
Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец — глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий.
Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину — сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости.
Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша — сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее.
Стожаров Владимир Натюрморт с рябиной
Хохломская посуда
Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.
Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. — на зарубежной.
На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.
Русские деревянные ложки.
Древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.
В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек. Например, ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент — плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки инкрустированные костью, моржовым клыком.
1, 2 — простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 — дорожные ложки, X, XI, XVI вв.
У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др.
Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова.
Русские деревянные ковши
Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.
Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе.
Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера — прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.
Стожаров Владимир Натюрморт Лён
Тверские ковши выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.
Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик — в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.
Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.
1 — каповый ладьевидным московский ковш; 2 — большой Козьмодемьянским ковш; 3 — Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 — тверской ковш “конюх”; 5 — ковш ярославско-костромского типа; 6 — вологодский ковш-налевка; 7 — северодвинский скопкарь; 8 — тверская ендова; 9 — северодвинская ендова.
На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня.
Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.
Стожаров Владимир Натюрморт
Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова — невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.
Стожаров Владимир. Натюрморт. Братина и чеснок
Первоначальная обработка производилась топором, глубину сосуда выдалбливали теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом.