Породы деревьев.Какие лучше использовать для столярных работ


Выбираем древесину для столярных работ

Увлечения бывают разными. Одному нужно послушать музыку, другому – пройтись рубаночком по пахнущей лесом и смолой древесине. А сидеть, скажем, на собственноручно изготовленной садовой мебели – одно удовольствие. Но любое дело начинается с выбора материала. Итак, за дело!

Какая древесина и для чего нужна?

Начнем с того, что столярные работы подразделяются на белодеревные и краснодеревные. Исходный материал для белодеревных работ – древесина хвойных и мягких лиственных пород. Это – берёза и липа, также – тополь. Для краснодеревных работ используется твердая древесина, в основном – ценных лиственных пород. Но в любом случае преимущество отдается тем породам деревьев, которые имеют прямолинейный ствол и ограниченное количество сучков. Зная свойства древесных пород, можно правильно выбрать древесину для тех или иных работ.

Например, хвойные породы деревьев используются как основа при облицовывании различных деталей шпоном. Из-за мягкости из древесины этих пород редко изготавливают лицевые детали. Но при определенных технологиях из древесины хвойных пород делают даже мебель. Одно из достоинств древесины хвойных пород заключается в том, что она легко окрашивается. С другой стороны, цветовой фон приглушает декоративные достоинства этой древесины.

Древесина твердых лиственных пород обычно используется в цельном виде. К этой категории относятся: береза, грецкий орех, ясень и т.д. В мозаичных работах приемлем шпон как лиственных, так и хвойных пород. Совсем другое дело — резьба по дереву. Для этой цели годится не так уж много пород деревьев, например, подходит липа, рябина и береза. Этот перечень можно дополнить ивой и осиной. В том случае, когда нужно сохранить натуральный цвет дерева, используют клен и каштан, также – грушу и дуб.

Выбираем со знанием дела

При выборе древесины опытный столяр обратит внимание на лучевые трещины в торце. В доброкачественном материале они отсутствуют вовсе, а если и имеются, то — небольшие. А древесина с трещинами, идущими по слоям, считается вовсе не пригодной для столярных работ.

Древесина хвойных пород тем более качественная, чем плотнее годичные слои. Широкослойная древесина обычно слишком рыхлая, а значит – непрочная. Что касается возраста деревьев, оптимальным считается средний, то есть зрелый. Например, сосна в наибольшей степени пригодна для столярных работ, достигнув 80 – 90 лет, для дуба это – 80 – 150 лет. В этом же возрасте дерево достигает наибольшей гибкости.

Кстати, она зависит и от того, в какое время года спилили дерево. Древесина осенней заготовки отличается большей гибкостью, чем зимней. Наиболее гибкие — ольха, пихта, граб и лиственница.

Будет обидно, если изготовленное из дерева изделие расколется. Чтобы не допустить этого, внимательно отнеситесь к выбору древесины. Больше сюрпризов можно ожидать от плотных и гибких пород. Однако перепутанность древесных пород снижает такую вероятность.

А что касается здоровья древесины, мастера всячески избегают такой, которая поражена грибковыми заболеваниями. Четкий признак – неравномерный или излишне яркий цвет. А слишком большое количество сучков снижает её прочность.

Сушите древесину правильно

Грамотно выполненная сушка древесины в столярном деле если не первостепенна, то, по крайней мере, очень важна. Во-первых, следует правильно определить необходимое для этого время. Опытные столяры знают: не годится для работы как недосушенная, так и пересушенная древесина. Влияет всё: влажность, температурные перепады. Результат может оказаться хотя и прогнозируемый, но не очень приятный – потрескавшийся, а значит загубленный материал.

Поэтому при сушке нужно учитывать некоторые нюансы. Допустим, то обстоятельство, что у заготовленной в зимнее время древесины влажность меньше. Причина проста: в это время деревья замеляют рост.

Существует и такая особенность: твердые породы более чувствительны как к недосушиванию, так и к пересушиванию. Для пород мягких и рыхлых этот фактор имеет меньшее значение. Если изготавливаете изделие из древесины нескольких пород, подберите их таким образом, чтобы изделие было однородным. Только в этом случае степень высыхания совпадет, что немаловажно.

Похожие статьи:

  • Материал для резьбы
  • Материал для мозаики
  • Ценные породы дерева — немного о ценных породах
  • Прозрачная отделка
  • Паркет — что стоит за этим словом?
  • Отбеливание и обессмоливание

Выбор древесины — базовые советы для начинающих от Лесопилки

Итак, вы, вдохновившись работами других мастеров, решив освоить новое хобби или отчаявшись найти готовое деревянное изделие, удовлетворяющее всем вашим эстетическим и практическим требованиям, задумались о резьбе по дереву. Макет будущего произведения искусства уже разработан до мелочей, инструменты под рукой, техника безопасности соблюдена, и вы готовы творить. Пришло время подобрать древесину, которая подойдет для вашей цели. Вот небольшая инструкция, которая поможет вам избежать некоторых ошибок и разочарований в процессе вашего творчества. Во-первых, нужно знать, что свежесрубленная древесина непригодна для создания долговечных изделий. Она содержит слишком много влаги — в процессе сушки ее волокна будут сжиматься и древесина может покоробиться и деформироваться. Поэтому нужно дождаться, чтобы содержание влаги стало оптимальным — 15% для уличных изделий и 8-12% для предметов, которые будут находиться внутри помещений. Слишком сухая древесина впитает влажность из окружающей среды, волокна разбухнут, что приведет к растрескиванию. Если влагомера не найдется у вас под рукой, можете обращаться к нам — у нас древесина всегда правильной влажности. Второе, на что нужно обратить внимание — пороки древесины. На первой фотографии вы можете увидеть трещины на бруске амаранта и сучок на бруске клена

Конечно, для кого-то сучок или свилеватость — это недопустимый дефект, который делает деревяшку непригодной к обработке, а для других даже трещины, глазки и червоточины являются полем для творческим экспериментов, поэтому все зависит от вашей задумки, опыта и возможностей. Например, свилеватая древесина сложна в обработке, но из нее получаются самые прочные топорища. Капы и сувели, которые, с точки зрения природы, являются реакцией дерева на раздражители и болезни, с точки зрения многих мастеров — живописный и очень ценный материал для творчества. На фотографии вы можете увидеть узелковую фактуру капа клена

И мы подошли к выбору породы древесины. Здесь, чтобы не потеряться в разнообразии, которым одаривает нас природа, нужно обратить внимания на следующее: Заготовка должна быть подходящей по плотности и твердости для вашего изделия. Если вы планируете вырезать мелкие детали, то твердая плотная древесина поможет избежать сколов. Для этого прекрасно подойдут, например, граб, самшит, кизил, акация белая — эти породы относятся к самым плотным и твердым. Из экзотики это, конечно, эбен, якаранда, амарант, ятоба, олива, палисандр и другие. Они лучше всего выдержат тонкие детали и мелкую работу, однако нужно учесть, что от большинства твердых пород инструмент быстро тупится.

Кроме того, плотность и твердость важна для изделий, подвергающихся физической нагрузке, потому что они непосредственно влияют на прочность. Например, просто необходима прочная древесина для рукоятей ножей и инструментов, топорищ, деревянных ног пиратов :)

На фото слева направо: граб, палисандр сантос, самшит, кизил, амарант


Кольцесосудистые лиственные породы (каштан, ясень, карагач, дуб: фото ниже) имеют неоднородную плотность: чем позднее древесина, тем она плотнее.

Хвойные породы (например, кедр) имеют малую плотность, они мягкие и с легкостью подвергаются ручной обработке, однако инструмент необходимо держать острозаточенным. Кроме хвойных, к мягким породам относятся и некоторые лиственные — липа, ольха и другие. Такое дерево прекрасно подойдет для новичков в резьбе (на фото липа, ольха и кедр)

Второе, на что нужно обратить внимание при выборе породы для вашей работы — это текстура древесины. Текстура зависит от расположения волокон и направления среза, ширины годичных колец, сердцевинных лучей и крупных сосудов. Чем причудливее текстура, тем, чаще всего, тяжелее обрабатывать древесину вручную — разная плотность и направление волокон не всем мастерам поддаются с первого раза. Также нужно обратить внимание на то, что древесина содержит эфирные масла и дубильные вещества. Некоторые породы могут вызывать аллергическую реакцию не только при обработке, но и при последующим использовании. Например, многие экзоты: падук, ироко, палисандр. Аллергические реакции индивидуальны и, к сожалению, порой непредсказуемы.

На фото брусочки, от которых у вас могут заслезиться глаза – падук и ироко. Помните, что даже при работе с “безопасными” породами необходимо использовать средства защиты органов дыхания!


Обратите внимание также и на способ раскроя брусков. Подробнее мы об этом рассказываем здесь.

В остальном же при выборе древесины для творчества можете полагаться на свой эстетический вкус, благо природное разнообразие пород предоставляет огромный выбор. А мы с удовольствием стараемся донести его до вас!

СТОЛЯРНЫЙ МАТЕРИАЛ. Древесные породы

Занятие столярным делом немыслимо без умения отличать древесные породы и узнавать их в заготовке или изделии. Учатся этому, заготовляя столярный материал непосредственно из срезанных деревьев, названия которых хорошо знакомы. Можно также изучать текстуру на предметах мебели и других изделиях, порода древесины которых тоже известна. При этом следует учесть, что неотделанная поверхность древесины отличается от отделанной/покрытой лаком или полированной: она более светлая и тусклая, а текстурный рисунок у нее выявлен гораздо меньше.

Вначале учатся отличать: ель от сосны, сосну от лиственницы, осину и липу от березы, дуб от ясеня. Твердо научившись определять эти породы, изучить остальные не составит труда, так как появятся ориентиры.

Для белодеревных работ применяют обычно хвойные породы — сосну, ель и лиственные — березу, липу, тополь. Здесь требуются относительная прямолинейность и небольшое количество здоровых (вросших) сучков. Хвойные породы используют также в качестве основы при оклеивании деталей фанерой из ценных пород древесины.

В изделиях из цельной древесины под прозрачную отделку используют твердые породы. Когда выполняют резьбу по дереву, которое будет затем окрашено в темный цвет, используют лиственные породы — липу, березу, рябину, иву. При натуральном цвете резных деталей лучше всего брать грушу, клен, орех, каштан.

Хвойные мягкие породы для лицевых деталей используются незаслуженно редко. Связано это обычно с тем, что светлый цвет, простая нежная текстура и мягкость древесины требуют очень острого инструмента, безукоризненной чистоты работы и аккуратности как в сборке, так и при отделке. Мягкую древесину легко повредить случайным неосторожным ударом. Но опыт показывает, что там, где эти условия соблюдены, столярные изделия выглядят прекрасно и нисколько не уступают своим собратьям, выполненным из дорогих твердых пород. Для мелких изделий небольшого размера (полки, рамки, ящички и т.п.) нужна прямослойная или, как говорят, теклявая древесина без сучков, с четко выраженными годовыми слоями — красная или болотная мелкослойная сосна, лиственница, можжевельник, кипарис, кедр. Ель, белая сосна, пихта менее выразительны и требуют под-цвечивания и орнаментальной отделки раскладками более темного цвета. Для филенок может быть применена и очень сучковатая древесина с крупными вросшими сучками: чисто обработанная, она весьма декоративна.

Хвойная древесина легко окрашивается. Чтобы сохранить декоративные достоинства хвойной породы, окраска должна быть слабой и давать впечатление оттенка. При окраске в глубокие темные тона хвойная порода теряет свои декоративные качества и выглядит как дешевая подделка под твердую древесину.

Сосна (рудовая сосна) имеет древесину красного цвета в очень здоровых и толстых бревнах. У нее оранжево-красные прожилки и бело-желтая весенняя часть слоев. У деревьев, пораженных красниной (порок), и прожилки, и промежутки розовые. При наличии ложного ядра интерес представляет переходный участок. При использовании древесины с таким переходом можно получить весьма декоративные плоские щитки из досок с зеркально развернутым рисунком текстуры. Доски и толстые горбыли красной сосны чаще всего попадаются в шпальной обрези. Небольшие доски из коротких прямослойных поленьев можно получать раскалыванием, из длинных — только выпиливанием.

Ель имеет древесину белого цвета с еле заметными годовыми слоями. У нее черные, хаотично разбросанные сучки, в отличие от сосны, у которой сучки расположены мутовками (группами в одном уровне). Для лицевых поверхностей столярных изделий пригодна ель резонансового типа (без сучков) радиального распила с более резко выраженными слоями.

Лиственница имеет древесину красивого кремово-коричневого цвета, тяжелую и смолистую, обрабатывается с трудом и засмаливает подошву инструмента. При быстрой сушке часты внутренние трещины. Для отделки применяют нитроцеллюлозные лаки, спиртовые не годятся.

Можжевельник — хвойный кустарник со стволами толщиной до 10 см, имеет очень красивую текстуру. Его крепкая тонкослойная древесина хорошо обрабатывается и полируется. Засохшие старые можжевелины могут служить отличным поделочным материалом. Из-за малого диаметра стволов щитки приходится склеивать из мелких брусочков. Изумительны по красоте торцевые срезы можжевельника, пригодные для инкрустации. Приятный запах дерева сохраняется очень долго, и столярные изделия из можжевельника можно сравнить с изделиями из камфарного лавра, столь любимыми в Европе в прошлом веке.

Кипарис, туя. Древесина похожа по свойствам на древесину можжевельника, но серее и широкослойнее. Кипарис не трескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для иконных досок. Сушат кипарис в коре на воздухе под навесом 3—5 лет.

Кипарис, туя и можжевельник хорошо поддаются мелкой резьбе. Остальные хвойные для мелкой резьбы менее пригодны, так как прямослойная древесина имеет склонность к скалыванию. Из-за четкого крупного рисунка годовых слоев мелкие фасонные штапики (раскладки) из хвойных пород невыразительны.

Ли ственные поро д ы имеют наибольшее значение в столярном деле, и из них первенство на нашей территории нужно отдать дубу.

Дуб. Древесина при тангентальном разрезе имеет хорошо видимые поры, а при радиальном — сердцевинные лучи, очень прочна, легко морится до черного цвета. Настоящий мореный дуб, пролежавший в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной, Он менее прочен, чем срубленный, хрупок, обрабатывается с трудом и тупит резцы. В комлевой части крупных деревьев встречается свилеватость. В сочетании с радиальным распилом текстура такой дубовой доски очень красива. В обработке долотом дуб хрупок, требует твердого и острого инструмента и большой осторожности при работе. Хорошо выдерживает крупную резьбу. Мелкие профили из дуба невыразительны. Торец дубовой доски темнее пласти, это необходимо учитывать при выборе типа соединения, выходящего на лицо.

Естественная сушка дуба в коре 8—10 лет. Перед сушкой торцы следует смазать петролатумом, клеем ПВА или заклеить бумагой,

Ясень. Его древесина похожа на древесину дуба, но несколько светлее, сердцевинных лучей нет. При морении и окраске приобретает неприятную седину, поэтому применяют его обычно в натуральном цвете. Распаренный ясень хорошо гнется. Древесина его прочна, вязка, обрабатывается вручную с трудом. При сушке ясень мало трескается.

Бук. Древесина в чистом виде невыразительна. В радиальном разрезе проявляются блестящие пластинки, с торца видные как темные черточки. Такой распил придает древесине наиболее декоративные качества. Но зато по прочности бук почти не имеет себе равных. Шурупы, завинченные в бук, как правило, ломаются, но не выдирают древесины. Колотые отфугованные и затем склеенные буковые бруски применяют для основы колодок столярного инструмента. Пригоден бук для изготовления профильных раскладок, хорошо поддается имитации при темном морении. Сушится быстро, не трескается. Бук легко впитывает атмосферную влагу, поэтому изделия из него необходимо покрывать лаком. На стволах бука иногда образуются наросты — капы.

Вяз. Древесина имеет темное ядро и хорошо видные годовые слои. В радиальном разрезе они образуют интересную рябова-тость. По характеру обработки, твердости и прочим свойствам вяз близок к дубу. Текстура древесины особенно красива в комлевой части.

Карагач — южное дерево с коричневой древесиной. На стволах карагача часто образуются капы. Пиленые дощечки из них исключительно красивы.

Платан, чинара (восточный платан). Растут на юге страны, древесина имеет, коричнево-бурое ядро. Косое направление волнистых линий в годовых кольцах придает текстуре чинары, особенно в радиальном разрезе, зернообразный вид.

Каштан съедобный. Древесина имеет серо-бурое ядро, похожа на дубовую, но в радиальном разрезе не имеет блестящих сердцевинных лучей. Мягкость и равноплотность древесины позволяют резать и обрабатывать ее во всех направлениях.

Каштан конский. Древесина обычно косослоиста, равномерно окрашена, сероватого цвета (напоминает сосну), пригодна для резных изделий и протрав. Прочность высокая.

Бархат амурский (амурское пробковое дерево). Древесина похожа на древесину ясеня, но более темная.

Клен русский, явор, черноклен имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Особенно красив радиальный распил. Клен легко полируется и принимает протравы, им можно имитировать большинство редких пород древесины с ровной структурой. В центральной части страны получение древесины клена — дело случая, в западных и южных частях клен попадается в дровах, при раскорчевке насаждений при реконструкции дорог. Древесина клена имеет равноплотное строение и потому хорошо режется. Из клена изготовляют изделия с мелкой профилировкой, резьбой, инкрустацией. Некоторые сорта клена (сахарный, например) имеют древесину с характерным завитком волокон («птичий глаз»), которую обычно используют в качестве фанеры для облицовки. Из-за плотности древесины клен употребляют на подошвы строгального инструмента чистовой работы-— фуганков, двойных рубанков, шлифтиков. Сушат клен в коре целиком или распиленным на доски по 5—6 см толщиной не менее года.

Клен американский, или ясенелистый. Древесина по текстуре напоминает древесину ясеня, но более плотная и с более мелкими порами. Обрабатывается и принимает полировку с трудом. Также пригодна для изготовления столярного инструмента.

Орех грецкий и маньчжурский. Древесина красно-бурого цвета, иногда с темными прожилками. Строгается с трудом, хорошо поддается полированию и окрашиванию. Ореховые капы имеют особенно красивый рисунок. Капы режут на дощечки, собираемые на хвойной основе в щитки.

Граб имеет твердую древесину бело-желтого цвета, очень тяжелую, пригодную для имитации черного дерева. В основном идет на подошвы столярного инструмента. Обрабатывается хорошо, полируется плохо.

Груша имеет древесину красивого розового цвета с нежными линиями годовых слоев. Древесина плотная, тяжелая, хорошо полируется и окрашивается. Пригодна для мелкопрофильных резных изделий, чертежного инструмента. Мало коробится и растрескивается при сушке. Благодаря развитому центральному стволу груша дает длинные прямые заготовки.

Акация белая имеет широкое черно-серое или зелено-бурое ядро. Древесина со спутанными волокнами очень прочна, в сухом состоянии поддается обработке с трудом, во влажном — склонна к хрупкости. Но работа вознаграждается красивым внешним видом изделия. Древесина хорошр полируется. Размеры дощечек невелики. Акация идет на ручки инструмента, вкладыши, инкрустацию.

Шелковица (тутовое дерево). Древесина красно-бурого цвета (заболонь узкая), под воздействием света темнеет. Обрабатывается с трудом, быстро тупит инструмент, хорошо полируется.

Фруктовые деревья. Древесина черешни, вишни, сливы, яблони, абрикоса — прекрасный поделочный материал для самых разнообразных изделий. Как правило, это очень твердая мелко-слойная древесина различных оттенков — от бело-розового до черно-синего и фиолетового в сердцевинных частях. За исключением черешни куски древесины этих пород не бывают длинными из-за ветвистой структуры деревьев. Слива гигроскопична и от растрескивания требует лаковой защиты поверхности или выварки в известковой воде. Древесина фруктовых деревьев хорошо полируется и принимает разную протраву и морение. Приобретение ее носит случайный характер.

Береза — наиболее распространенная лиственная твердая порода. Древесина белого цвета, пригодна для разнообразного окрашивания, легко поддается обработке, но хрупка при обработке долотом. В нижней части деревьев часто встречаются свилеватость и волнистость. Иногда внутренняя часть ствола имеет черный или красно-бурый цвет с высокими декоративными качествами.

Нередко на стволах березы образуются наросты — капы. Чтобы срезать кап, не обязательно валить дерево. Если взять поперечное, остро отточенное узкое (10—12 мм) лучковое полотно с большим (более двух толщин) разводом и приклепать к нему проволочные ручки, то, работая вдвоем, такой пилой нарост нетрудно отрезать от ствола. Перед срезкой не мешает убедиться в том, что нарост массивный: зачастую он бывает заполнен массой под-корья.

Срезать капы и заготовлять березовые стволы лучше осенью. Стволы распиливают вдоль посередине, либо на доски. Сушить в коре нельзя. Кап сушат в коре: обмазывают смесью глины и коровьего навоза и закапывают в сухой песок на 2—3 мес. Березовые доски при сушке сильно коробятся, поэтому целесообразно сушить их под грузом или в связке. Хорошо выдержанные доски и брусья можно найти в отходах от строительства, где береза применяется как вспомогательный материал для опалубки и лесов.

В современном столярном деле березе уделяют неоправданно мало внимания, а ведь история русского столярного искусства свидетельствует о том, что она была одним из излюбленных материалов. Ее способность к полированию и окрашиванию, податливость инструменту и изгибанию (в распаренном состоянии) выше всяких похвал! Поэтому можно настоятельно рекомендовать березу для самых тонких и ответственных работ.

Следует учитывать, что изделие, выполненное из цельной древесины, ценнее изделия, оклеенного фанерой, даже и дорогих пород древесины.

Карельская береза практически недоступна любителю, так как все деревья на учете и фанеру можно получить лишь случайно.

Ольха (черная) в заболоченных местах достигает 15 м высоты и 50 см в диаметре, что дает возможность получить крупные доски. На воздухе древесина быстро темнеет. Обрабатывается легко, особенно хорошо имитирует красное дерево. Небольшие дощечки черной ольхи лучше заготовлять раскалыванием кругляков по радиусам.

Липа, осина, тополь, серебристый тополь имеют мягкую белую древесину, которая при высыхании не трескается, мало усыхает, легко поддается резанию. Исключение составляет сухая осина, обработка которой трудна. В древесине серебристого тополя встречаются участки, пронизанные точками и завитками, что может представлять интерес для декоративной отделки изделий,

Рябина.. Древесина белая, прочная, обладает свойством хорошо скользить, вследствие чего пригодна для подошв рубанков. Древесину следует тщательно высушивать, так как она сильно коробится.

Упомянутые мягкие породы пригодны для резьбы и изготовления профильных деталей при условии их окраски в темные цвета, В сочетании с твердой породой их можно применять в отделке.

Для столярного дела пригодны и кустарники.

Сирень имеет твердую древесину. При обработке слабым раствором соляной кислоты она принимает пурпурную окраску и годна для инкрустаций.

Крушина, лесная жимолость имеют очень твердую, похожую на кость древесину, которая прекрасно принимает полировку и не трескается.

Боярышник имеет твердую древесину красивого желто-бурого цвета. Стволы старого боярышника бывают толщиной до 15 см.

Массив

Массив древесины сам по себе получается из спиленного и очищенного от веток и коры дерева. Ценность той или иной древесины зависит от породы дерева, от структуры строения его ствола. Массив древесины используется в столярном производстве в виде разной длины досок, балок, дистов, бруса, разного рода фигурных элементов.

Следует сначала рассмотреть само строение древесины на рисунке 1.

1. Главные разрезы ствола.

Здесь основными технологическими разрезами являются: — поперечный (на рис. 1 это плоскость В), — радиальный (плоскость Б), — тангенциальный (плоскость А — это разрез по касательной к годичным кольцам).

Самое наглядное представление о структурной текстуре древесины дает тангенциальный разрез. В центральной части ствола дерева расположена сердцевина 1 (ядро — это как правило самая рыхлая ткань).

2. Годичные кольца.

От ядра концентрическими кругами по окружности расходятся годичные кольца, образуя заболонь; каждое кольцо обозначает прирост за год, что позволяет определить возраст ствола.

Рис. 1

А — тангенциальный срез; Б — радиальный срез; В — поперечный срез

1 — сердцевина; 2 — ядро; 3 — заболонь; 4 — кора; 5 — сердцевинные лучи; б — годичные лучи

3. Породы деревьев.

Породы древесины делятся на имеющие ядро и не имеющие ядра. Также их называют ядровые и безъядровые.

Безъядровые породы имеют только сердцевину 1 и заболонь 3. По качеству заболонь существенно уступает ядру, и потому, к примеру, древесина дуба сама по себе разнится по качеству. Ценность представляет ядро дуба (для краснодеревных работ), а заболонь этой ценной породы в столярном деле вообще не используется.

Занятие столярным делом немыслимо без умения отличать древесные породы одну от другой и узнавать их в заготовке или в изделии. Для белодеревных работ применяются обычно хвойные породы — сосна, ель и лиственные — береза, липа, тополь. Хвойные породы используют также в качестве основы при оклеивании деталей фанерой из ценных пород дерева. В изделиях из цельного дерева под прозрачную отделку используют твердые породы. Когда выполняют резьбу по дереву, которое будет затем окрашено в темный цвет, используют лиственные породы — осину, липу, березу, рябину, иву. При натуральном цвете резных деталей лучше всего брать грушу, клен, орех, каштан.

Краткая характеристика основных пород деревьев и их применение

Лиственные породы.

Наибольшее значение в столярном деле имеют лиственные породы, из которых первенство на нашей территории нужно отдать дубу.

Дуб (твердая порода) — применяется в мебельном производстве, в строительстве (деревянные фрезерованные детали, паркет), вагоностроении, судостроении, в гидротехническом строительстве, древесина дуба долговечная, прочная, твердая, устойчивая к гниению, имеет красивую текстуру, хорошо гнется. Дуб имеет при тангентальном разрезе хорошо видимые поры, а при радиальном — сердцевинные лучи; очень прочен, легко морится до черного цвета. Настоящий мореный дуб, пролежавший в воде, имеет окраску от коричнево-зеленой до черной. В сочетании с радиальным распилом текстура такой дубовой доски очень красива.

Бук (твердая порода) — применяется в мебельном производстве (паркет, шпон, столярные инструменты, тара), в обувном производстве (колодки), машиностроении. Из бука путем сухой перегонки древесины получают уксусную кислоту и креозот. Древесина бука прочная, но подвержена загниванию, хорошо обрабатывается, пропитывается, хорошо гнется. Сильно коробится при усыхании.

Бук в чистом виде не выразителен. В радиальном разрезе бука проявляются блестящие пластинки, с торца видные как темные черточки. Такой распил придает древесине бука наиболее декоративные качества. Но зато по прочности бук почти не имеет себе равных.

Вяз имеет темное ядро и хорошо видные годовые слои. В радиальном разрезе они образуют интересную рябоватость. По характеру обработки, твердости и прочим свойствам вяз близок к дубу. Текстура древесины особенно красива в комлевой части.

Граб (твердая порода) — применяется в токарном деле, в машиностроении, в текстильном производстве. Из граба изготавливают корпуса столярных инструментов. Древесина граба отличается своей твердостью, тяжестью, плохо поддается обработке, очень устойчива к истиранию. Как и у бука, древесина граба сильно коробится при усыхании.

Ясень (прочная и вязкая порода) — широко применяется при изготовлении спортивного инвентаря, в мебельном производстве, в авиастроении, в вагоностроении, судостроении, в жилищном строительстве.

Ясень напоминает древесиной дуб, он несколько светлее, сердцевинных лучей не имеет. При морении и окраске приобретает неприятную седину, поэтому применяют его обычно в натуральном цвете.

Из ясеня изготавливается плотнично-столярный инструмент. Древесина прочная и вязкая, имеет красивую текстуру, долговечная, стойкая к загниванию. Древесина ясеня хорошо гнется, мало коробится, но плохо пропитывается антисептиками. Вяз, ильм, карагач (плотная, прочная порода) — эти породы из-за своей красивой текстуры широко применяются в мебельном и фанерном производстве. Имея большую прочность, используются в машиностроении и вагоностроении. Древесина вяза, ильма, карагача, отличается своей прочностью, вязкостью, плотностью. Хорошо сопротивляется износу, хорошо гнется.

Орех (твердая порода) — сфера использования — мебельное и фанерное производство, жилищное строительство (внутренняя деревянная отделка). Древесина ореха тяжелая, прочная и твердая с красивой текстурой. Древесина хорошо обрабатывается и отлично полируется. Липа (мягкая порода) — из нее изготавливаются карандаши, игрушки, музыкальные инструменты, другие изделия. В мебельном и фанерном производстве липа также находит достаточно широкое применение. Древесина липы мягкая, легкая, легко обрабатывается. При высыхании липа дает значительную усадку, но коробится и трескается в незначительной степени.

Орех грецкий и маньчжурский имеют древесину красно-бурого цвета, иногда с темными прожилками, строгаются с трудом, хорошо поддаются полированию и окрашиванию. Ореховые капы имеют особенно красивый рисунок; капы режут на дощечки, собираемые на хвойной основе в щитки. Граб имеет твердую древесину бело-желтого цвета, очень тяжелую, пригодную для имитации черного дерева. В основном идет на подошвы столярного инструмента. Обрабатывается хорошо, полируется плохо. Груша имеет древесину красивого розового цвета с нежными линиями годовых слоев. Древесина плотная, тяжелая, хорошо полируется и окрашивается. Пригодна для мелкопрофильных резных изделий, чертежных инструментов. Мало коробится и растрескивается при сушке. Благодаря развитому центральному стволу груша дает длинные прямые заготовки. Береза (умеренно твердая порода) — широко используется при изготовлении лыж, прикладов ружей, паркета, древеснослоистых пластиков, древесностружечных и древесноволокнистых плит, целлюлозы. Жилищное строительство, мебельное и фанерное производство также являются сферой применения березы. Там, где имеет место повышенная влажность, древесину березы не применяют. Береза однородна по плотности, умеренно твердая, хорошо обрабатывается. Материал березы часто имитируется под ценные породы, хорошо полируется, красится, хорошо поддается пропитке. Но береза неустойчива к загниванию, коробится, что сужает область ее применения.

Клен (твердая порода) — область применения — машиностроение, фанерное, музыкальное и мебельное производство. В сапожном деле из клена изготавливают колодки, в столярном — изготавливают колодки для рубанков. Древесина клена характеризуется прочностью, плотностью и твердостью, имеет эффектную глянцевую поверхность. Хорошо поддается окраске и полировке. Коэффициент усыхания незначительный.

Клен русский, явор, черноклен имеет плотную серо-розового цвета древесину с нежным рисунком. Особенно красив радиальный распил. Клен легко полируется и принимает протравы; им можно имитировать большинство редких деревьев с древесиной ровной структуры. Клен американский, или ясенелистый, по текстуре древесины напоминает ясень, но с более мелкими порами и более плотной древесиной, обрабатывается и принимает полировку с трудом.

Осина (мягкая порода) — эта порода дерева нашла широкое применения в спичечной промышленности, строительстве, в вискозной промышленности для получения искусственного шелка. Осина, как и тополь, с успехом используется для различных поделок, для изготовления игрушек. Из осины также делают кровельную плитку. Древесина мягкая, малосучковатая, легкая, хорошо обрабатывается, хорошо пропитывается и склеивается. Особо надо отметить прочность осины в водной среде, устойчивость против древогрызов. Осина мало коробится и устойчива к растрескиванию.

Тополь — используется как хороший поделочный материал (посуда, корыта, ложки, игрушки и т.д.), применяется при производстве целлюлозы, в строительстве. Древесина тополя мягкая, довольно сильно усыхает, плохо гнется, подвержена загниванию. Материал данной породы обладает мшистостью. Ольха (мягкая порода) — область применения ольхи довольно обширная — это и столярно-мебельное производство, фанерное производство, изготовление пиломатериалов. Хорошо зарекомендовала себя ольха в подводном строительстве, в частности, из нее сооружают срубы для колодцев. Ольха применяется при изготовлении сувениров, это хороший материал для художественной обработки (резьба по дереву). Учитывая, что ольха не дает запаха, она незаменима в тарном производстве.

Карагач — южное дерево с коричневой древесиной. На стволах карагача часто образуются капы. Пиленые дощечки из них исключительно красивы. Платан, чинара (восточный платан), растущие на юге страны, имеют коричнево-бурое ядро. Косое направление волнистых линий в годовых кольцах придает текстуре чинары, особенно в радиальном разрезе, зернообразный вид. Каштан съедобный имеет серо-бурое ядро, древесина похожа на дубовую, но в радиальном разрезе не имеет блестящих сердцевинных лучей. Каштан конский обычно косослоист, древесина равномерно окрашена, сероватого цвета (напоминает сосну), удобна для резных изделий и протрав. Прочность высокая. Бархат амурский (амурское пробковое дерево) имеет древесину, похожую на древесину ясеня, но несколько более темную.

Редкие лиственные породы.

К редким лиственным породам относятся груша, вишня, белая акация, яблоня. По плотности древесина этих пород превышает дубовую и буковую, обладает красивым цветом, хорошо обрабатывается и полируется. В основном древесина перечисленных пород применяется в поделочных работах.

Акация белая имеет широкое черно-серое или зелено-бурое ядро, очень прочную со спутанными волокнами древесину, с трудом поддающуюся обработке в сухом состоянии. Влажная — склонна к хрупкости. Но работа вознаграждается красивым внешним видом изделия. Шелковица (тутовое дерево) имеет красно-бурую древесину (заболонь узкая); от действия света древесина темнеет. Древесина фруктовых деревьев — черешни, вишни, сливы, яблони, абрикоса — прекрасный поделочный материал для самых разнообразных изделий. Как правило, это очень твердая мелкослойная древесина различных оттенков — от бело-розового до черно-синего и фиолетового в сердцевинных частях. За исключением черешни куски древесины этих пород не бывают длинными из-за ветвистой структуры деревьев. Береза — наиболее распространенная лиственная твердая порода, пригодная для разнообразного окрашивания.

Хвойные породы.

Сосна (мягкая порода) — хороший строительный материал в различных областях, самое широкое применение нашла в мебельном производстве вплоть до различных художественных поделок. Древесина сосны достаточно прочная, легкая, мягкая. При усыхании мало коробится, хорошо обрабатывается, пропитывается и окрашивается.

Ель (мягкая порода) — основное применение — целлюлозно-бумажное производство и строительство. Хороший материал для мебельной индустрии, для изготовления музыкальных инструментов,, Применяется при изготовлении дубильных веществ. Ель, как материал, уступает сосне. Хотя древесина ели однородного с сосной строения, но она более сучковатая, обрабатывается хуже, плохо пропитывается антисептиками. Однако ель из-за малой смолистости лучше держит клей, быстрее просыхает. Ель имеет древесину белого цвета с еле заметными годовыми слоями . У нее черные, хаотично разбросанные сучки, в отличие от сосны, у которой сучки расположены мутовками (группами в одном уровне).

Очень красивую текстуру имеет можжевельник — хвойный кустарник со стволами до 10 см толщиной. Изумительны по красоте торцевые срезы можжевельника, пригодные для инкрустации. Приятный запах дерева сохраняется очень долго и столярные изделия из него можно сравнить с подобными изделиями из камфарного лавра, столь любимыми в Европе в прошлом веке.

Кипарис, туя похожи по свойствам на можжевельник, но древесина их серее и широкослойнее. Кипарис не трескается и не коробится, поэтому раньше его применяли для иконных досок. Кипарис, туя и можжевельник хорошо поддаются мелкой резьбе. Остальные хвойные для мелкой резьбы менее пригодны.

Пихта (мягкая порода) — применяется в целлюлозно-бумажной промышленности, строительстве, мебельной индустрии, в изготовлении музыкальных инструментов. Используется пихта и в медицине для изготовления пихтового масла. Древесина пихты близка по своим характеристикам ели. Мягкая и легкая, она трудно пропитывается антисептиками. Область применения пихты сужается из-за ее нестойкости против загнивания.

Кедр, сибирская сосна (мягкая порода) — область применения та же, что и у сосны (строительство, мебельная индустрия, столярные работы, изготовление карандашей и т.д.). По физико-механическим свойствам находится между елью и пихтой, но более стоек к гниению. Хорошо обрабатывается.

Лиственница — красивая древесина красивого кремово-коричневого цвета.

Импортная древесина.

Эвкалипт (твердая порода) — находит применение в мостостроении, в гидротехнических сооружениях, в подводных технологиях и, конечно, в жилищном и промышленном строительстве. Древесина эвкалипта прочная, твердая и тяжелая. Очень устойчива к гниению. Но плохо поддается обработке, ядро дерева плохо пропитывается антисептиками. Произрастает в Грузии, Австралии, Индонезии, на Филиппинах.

Красное дерево (махагони). Из древесины этого дерева делают высококачественную мебель, панели, различные поделки и аксессуары. Очень ценятся столярные инструменты из махагони. Шпон из этого дерева идет на украшение престижных изделий. Древесина твердая, прочная, не растрескивается и не коробится. Очень красивая текстура. Красное дерево относится к породам с малой плотностью, хорошо обрабатывается в промышленных условиях, но трудно поддается ручной обработке. Произрастает в Мексике и Центральной Америке.

Пробковое дерево (бальза) — в столярных работах применяется для внутренних слоев клееной слоистой древесины. Хороший тепло — и звукоизолятор, наполнитель спасательных средств. Древесина бальза самая легкая, быстро растущая и мягкая из всех древесных пород. Произрастает в Мексике, Центральной Америке и Южной Америке (Эквадор). Есть бальза и в Грузии (Колхида).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]